Предвижу споры о Новом годе и елках...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Я очень люблю предновогоднюю суету. Задолго до массового нашествия в супермаркеты начинаешь закупать подарочки; представляешь, как взлетит и мягко упадет на стол нарядная скатерть; как побежишь резать оливье; как дом наполнится запахами нового года – морозной свежести, апельсинов и еловых веток, сдобного теста и белых свечек..
Какой новый год без елочных игрушек? В нашей семейной коробке с игрушками – и современные стеклянные белые шары во всех вариантах, и снежинки из моего детства, и старый видавший виды Дед Мороз с бородой из прессованной ваты и шубой из гофрированной бумаги. Откроешь такую новогоднюю коробку и прочтешь историю своей семьи и даже страны…
Сегодня историки успешно работают в направлении истории повседневности, применяя метод «культурной биографии вещей». Основная идея в том, что история вещи в культуре может много рассказать об обществе и о людях, то есть, вещь – это не просто продукт производства, а исторический источник о жизни общества.
Елочная игрушка как раз такой источник: в этих шариках, снежинках и гирляндах отражается не только чья-то сказочная новогодняя мечта, но и масштабная поступь советских пятилеток, полеты в космос, тема хрущевской кукурузы и возвращение в 1990-е годы к имперским традициям рождественской елки с ее ангелочками и пряничными домиками.
В СССР производство елочных игрушек не обходилось без идеологического контроля. Было время, когда советская елочная игрушка была очень политизированной, специалисты даже пишут о «елочной» идеологии. «Образуя изначально довольно случайный и даже противоречивый текст, этот визуальный ряд все более "застывал" и "кристаллизировался" (Владимир Паперный), чтобы обрести, наконец, статус визуального канона»,- пишет Алла Сальникова в своей книге «История елочной игрушки».
При Сталине богатая, сияющая елка стала символом новой советской жизни, воплощением идеи изобилия и побед, которая транслировалась через образы елочных игрушек. Елка образца второй половины 1930-х гг. могла быть увешана игрушечными летчиками, полярниками, моряками, шахтерами, грузовиками, в 1937 году появилась серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также был выпущен большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Перелетели в Америку, победили на озере Хасан, посмотрели комедию «Цирк» – тут же появлялись соответствующие елочные игрушки.
В 1930-х гг. тема дружбы народов была одной из ключевых, и советская елка должна была стать общесоюзным праздником, объединяющим очень разные народы и культуры. В 1939 г. выпустили елочную игрушку «Интернациональная дружба» с изображением народов СССР. О чем должны были думать советские люди, смотря на свисающих с веток елочных грузинов или латышей, остается только догадываться. Рассматривать детали их традиционного костюма? Или привыкать к мысли о большой и разнообразной стране?
В похожей эстетике был выполнен плакат Г. Шубиной «На елке красивые звезды горят...» (1936). На фоне новогодней елки веселятся дети разных национальностей.
Плакат сопровождался следующим текстом С. Михалкова:
На елке красивые звезды горят,
Веселых подарков не счесть.
У наших советских ребят
Хорошая родина есть!
Мы пляшем, поем и смеемся сейчас
Нам радостно жить на земле,
И все потому, что о каждом из нас
Заботится Сталин в Кремле!
Не только народы СССР приходили в каждый дом на Новый год в виде игрушек, в СССР стремились развивать производство елочных игрушек в национальных республиках, в том числе в традиционно мусульманских регионах. Производство в мусульманских районах развивалось с трудом. Елочные игрушки здесь не производили до 1950-х гг., и они вообще не пользовались спросом. Так, например, в Казани артель «33-я годовщина Октября», производившая елочные игрушки, была открыта только в 1950 году.
Алла Сальникова справедливо считает, что запрет на изображение людей и животных сказался на производстве и распространении елочных игрушек у мусульман.
Уже не первый год вокруг елки и Нового года на Северном Кавказе разворачиваются баталии. Праздновать или нет, наряжать елку или нет? Кто такой Дед Мороз и Снегурочка? Предполагаю, что в канун 2019 года они развернутся с новой силой. Тем более, что символом года стала желтая свинья, а свинья – животное, табуированное для мусульман.
Впрочем, споры вокруг елки были всегда. В имперское время елка была атрибутом столичной дворянской культуры и вплоть до середины XIX века была недоступна простым людям; в советское время власти то запрещали елку, то возвращали ее, превращая в социалистический иконостас.
В 1920-е гг. в Кремле решили, что елка - пережиток религиозного прошлого, она слишком буржуазна и поэтому ей нет места в новой советской обрядности; в 1930 - 1960-е елка, украшенная самолетами, фигурками партизан и полярников, игрушечными поездами и кукурузами, была идеологически пересыщена, а в крестьянских семьях наряженных елок не было до середины ХХ века. В 1970-1980-е расцвело массовое производство елочных игрушек, и елки по всей стране стали «близнецами-братьями»; в 1990-е гг. многим было не до елок и украшений, а в 2010-е по елкам и елочным игрушкам в семьях можно судить о глубине социального разрыва. Скромные и шикарные, стильные и безвкусные, дешевые и дизайнерские, купленные на оптовых рынках и сделанные по заказу, елки и елочные игрушки всегда будут разными.. Елки и игрушки всегда будут кому-то и по каким-то причинам не нравиться, а кто-то будет крепко держать оборону за право нарядить елку в своем доме.
Споры вокруг елки бессмысленны просто потому, что они всегда были и, скорее всего, будут. Поэтому лучше не тратить время на усилия, а использовать новогодние дни как повод для домашней тишины и общения с близкими.
Это плакат Г. Шубиной: