Буду участвовать в конференции в Майкопе "Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа..."
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
20-23 декабря в Майкопе пройдет Международная научная конференция «Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа: проблемы и перспективы».
Конференция посвящена памяти моей мамы, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Адыгеи и Кубани Розы Юсуфовны Намитоковой. Мама провела 10 Всероссийских конференций «Проблемы общей и региональной ономастики», Конфенции проводятся раз в два года, начиная с 1998 г., за это время издано 10 сборников материалов, около 1000 научных статей).
Роза Юсуфовна была руководителем лаборатории «Координационный центр по изучению региональной ономастики Северного Кавказа (КЦИРОСК)» при АГУ и, будучи завкафедрой русского языка, много души, времени и внимания уделяла этой проблеме.
Это мамин школьный дневник... Не знаю, почему я выбрала эту картинку... Просто захотела...
Я, к сожалению, ни разу не участвовала в этих конференциях, так как не считала себя специалистом и не хотела нарушать границы чужой профессиональной компетентности. Но в этом году все же решила принять участие. Я буду делать доклад о смене имени участников исламистских радикальных движений.
Мною проанализирована смена имени у двух разных групп участников исламистских бандформирований – русских неофитов, принявших ислам, и боевиков кавказского происхождения, уже имеющих имена арабского и тюркского происхождения.
Условно новые имена русских исламистов можно разделить на три группы.
Группа, в которой новое имя связано с Аллахом, его именами и Пророком Мухаммадом. Это имена Абдулла (Абдуллах) («слуга (раб) Аллаха») и Абдул Муджид (раб Славного). (Имя Абдулла взяли Виктор Двораковский, Станислав Васильев, Сергей Ашимов; Павел Дорохов стал Абдул Муджидом). К этой же группе можно отнести имена Пророка и праведных халифов, взятые новообращенными мусульманами - Умар (Андрей Антонов), Мохаммед (Павел Косолапов).
2) Группа новых имен, содержащая указание на происхождение боевика – Саид Бурятский (Александр Тихомиров, бурят по матери, русский по отцу, родился в Улан-Удэ), Ансар ар-Руси (Павел Печенкин). Ансар – от ар. «помощник». Ар–Руси – указание на «русскость» неофита.
3) Группа, в которой имена указывают на позитивные качества человека или на факт недавнего принятия ислама. Салим (Сергей Нагибин) - миролюбивый, тихий, спокойный; Аминат (Алла Сапрыкина) – верная, имя матери Пророка Мухаммада, Валид (Виктор Раздобудько) – дитя, потомок, новорожденный.
Вторую группу составляют имена участников исламистских радикальных групп кавказского происхождения. Из открытых источниках не вполне ясно, использовали ли они вторые имена одновременно с именами, данными при рождении. Обычно в качестве второго имени ими выбираются имена сподвижников Пророка, мусульман, сражавшихся в первые годы распространения ислама с мекканскими элитами, или имена, в которых присутствует слово «Аллах».
1) Имена, в которых присутствует слово Аллах - Аскер Джаппуев (Абдуллах – «раб Аллаха»), Анзор Астемиров (Сейфуллах - «меч, клинок, сабля Аллаха»), Магомедали Вагабов (Сейфуллах Губденский), Шамиль Басаев (Абдаллах Шамиль, Абу Идрис), Сулейман Ильмурзаев (Хайрулла - «милость Аллаха»), Руслан Дзортов («Абдул Азиз» – «раб (Аллаха) могущественного»).
2) Имена, в которых присутствует кунья, то есть традиции называния мужчины по имени сына и(или)отсылка к имени Пророка Мухаммада. Алиасхаб Кебеков (Али Абу-Мухаммад), Рустам Асельдеров (Абу-Мухаммад аль-Кадари), Арсланали Камбулатов (Абу Мухаммад Агачаульский); Махаури Беслан (Мухаммад); Арсланали Камбулатов (Абу Мухаммад Агачаульский). Абу Зейд (Мухаммад Ахмедов). Абу Банат (Магомед Абдурахманов), Абу Усман Гимринский (Мухаммад Сулейманов). Кунья Абу Мухаммад преобладает среди боевиков, присягнувших ИГИЛ (запрещена в РФ) в 2014-2015 гг.
3) Имена, содержащие указание на этническую принадлежность - Умар аш-Шашани - (Тархан Батирашвили), Салахуддин (Салах-ад-Дин, Сайфулла / Сейфула) Шишани - (Фейзулла (Пайзулла) Маргошвили). Шишани означает «чеченец». Такие имена принимали выходцы из Панкисского ущелья Грузии, воюющие в ИГИЛ (запрещена в РФ).
4) Новые имена, отсылающие к первым годам распространения ислама. Это имена людей, близких к Пророку Мухаммаду и его семье (Хамзат, Билал, Убайда, Хасан), или имена праведных халифов (Умар), или имена пророков (Адам, Дауд, Закария, Шоип (Шуайиб)). Аслан Бютукаев (Хамзат) - имя дяди Пророка Мухаммада; Ратмир Шамеев (Закария); Оки Нажмудинов (Билал); Рустам Гасанов (Умарасхаб); Алим Занкишиев (Убайда); Джамалейл Муталиев (Адам); Исрапил Валиджанов (Хасан); Абдулла Саадуллаев (Дауд); Юсуп Сулейманов (Шоип); Азамат Махаури (Ясир от араб. маленький, легкий).
5) В отдельную группу выделены позывные боевиков, не связанные с исламом. Арби Бараев ( «Тарзан», «Терминатор», хотя Бараева называли и «Лев Аллаха»), Хункарпаша Исрапилов («Смерч»), Умалат Магомедов («Альбаро»),Абдулхаджиев Асламбек, («Большой»), Базаев Ахмед («Снайпер»), Адам Умалатов ('Тегеран') , Ислам Чалаев ( «Баграм»), Юхигов Апти («Черт»), Шамсуди Сапиев («Малыш», «Каратель», «Абу Саяп»), Али Тазиев («Магас»), Ахмед Абдулкеримов («Шатун»). Сюда же можно отнести позывные, указывающие на особенности внешности. Лечи Исламов («Борода»), Джабраил Абдурзаков («Шрам») Иса Изерханов («Иса Черный»).
Таким образом, через принятие нового имени члены радикальных исламистских групп реализуют свою целенаправленную стратегию, в результате которой происходит их социальная идентификация. Для новообращенных русских исламистов новое имя выполняет функцию обозначения их принадлежности к определенной группе. Через новое имя они вписывают себя в дискурс «своего» и преодолевают демаркационную линию «свои» – «чужие». Специалисты по ономастике, определяя функции имени нарицательного, писали о том, что оно «вводит предмет в класс других понятий». Представляется, что имя собственное для новообращенных русских радикалов «вводит их в класс» людей, разделяющих их идеологию и мобилизующие практики насилия. Для них акцентируются социальная и идеологическая функции имени собственного.
Радикалы кавказского происхождения выбирают имена круга последователей Пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников, а также первых пророков. В этом случае среди функций имени собственного акцентируется идеологическая и эмоциональная. Новое (второе) имя для кавказских исламистов символически возвращает его носителей в «золотой век» чистоты раннего ислама, что вписывается в парадигму исламистского радикализма, которому И.В. Следзевский дает определение как «политически ориентированной, организационно оформленной мировоззренческой позиции, суть которой состоит в противостоянии ценностям и нормам западного образа жизни, европейской культуры эпохи модерна во имя сохранения и неукоснительного проведения в жизнь исламских предписаний и традиций».