В Национальной библиотеке Адыгеи оцифрованы уникальные книги 1920-1930-х гг.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Национальной библиотеке Республике Адыгея реализуется очень важный проект – редкие книги, а их в библиотеке немало, будут оцифрованы и выставлены на сайте библиотеки в разделе «Национальная электронная библиотека РА». На сегодняшний день оцифровано и доступно для читателя уже более 260 книг.

Сотрудники Отдела оцифровки  документов  

Саида Гучетль, Сачнет Кошегу,заведующая отделом оцифровки документов Людмила Четыз (слева направо).

Для любого историка, работающего над проблемами 1920-х гг., библиотека дает уникальную возможность работать с книгами быстро и в режиме  удаленного доступа.  Времена, когда ты специально приезжал в библиотеку, сидел в переполненном читальном зале и конспектировал текст, потому что копировать было нельзя, кажутся сегодня верхним палеолитом. Во всяком случае, именно так я ощущаю то время, когда много лет назад писала свою диссертацию.

Фонды, которыми обладает библиотека по 1920-м гг., уникальны. Тут и отчеты местных партийных и советских организаций, и статистические бюллетени по Адыгее, и юбилейные издания к годовщинам Адыгейской автономной области, и публикации на латинском шрифте, и многое, многое другое. Для историка и антрополога, который умеет через строчки печатного текста увидеть другой текст, а именно то, как советская власть в 1920-егг. презентовала, продвигала себя, какие проблемы описывала, какие табуировала, какие слова использовала –  это бесценные тексты. Я сейчас ищу статистику, которая бы помогла мне оценить, какова сумма закята, которую ежегодно платили в черкесских аулах в 1920-е гг., и на меня обрушилась информативная статистика по сельскому хозяйству. И даже, если я не найду то, что ищу, я уже нашла другое, а именно то, как продразверстка, НЭП и коллективизация ломали и рушили традиционные связи в горском ауле.

Я уже не говорю о том, что оцифровка дает возможность сделать единичный экземпляр доступным для многих читателей и просто сохранить тексты, которые уходят, гаснут, рассыпаются от времени…

Проект, который реализуется в библиотеке, федеральный, начался он в 2014г. в рамках Государственной программы Республики Адыгея «Развитие культуры на 2014-2018 гг.». Планетарный сканер ЭларПланСканС3 сканирует быстро, щадяще и высокотехнологично.

 С 1 ноября 2014г. в НБ РА выделено новое подразделение, отдел оцифровки документов, с его заведующей – Четыз Людмилой  Каплановной – я недавно познакомилась. Она рассказала мне, что сотрудникам пришлось многому учиться на разных обучающих семинарах. Например, на семинарах Президентской библиотеки им. Б. Ельцина, которые прошли в Ставрополе и в Ростове-на-Дону. Сегодня оцифрованные книги из библиотеки Адыгеи доставляются в Национальную электронную библиотеку и становятся доступными он-лайн, из удаленного электронного читального зала (УЭЧЗ) региональных библиотек, по всей стране.

Сегодня во всем мире библиотеки, за исключением специализированных столичных научных библиотек с огромными  фондами книг, аудио- и фильмофондами, переживают не лучшие времена: многое становится доступным по интернету, да и люди читают все меньше, предпочитая аудиокниги, короткие новостные тексты, инфографику, лонгриды и др.

О библиотеках говорят как о бесперспективном уходящем в прошлое проекте, как об эльфах, которые как бы есть, но их нет.. Библиотеки в поисках оптимизации (ненавижу это слово) идут разными путями – кто-то превращает библиотеки в перфоманс, клуб по интересам, кто-то делает акцент на выставках, лекциях, круглых столах и конференциях. В том, что библиотека нужна и не исчезнет, ни у кого нет сомнения. Потому что интернет не заменит традиционную книгу и, отчаявшись в поисках в Сети, вы все равно придете на порог библиотеки.

Когда-то на людей произвела шок печатная книга, сменившая рукописные фолианты, которые годами переписывали в монастырях.  Это было такое сакральное действие для узкого круга посвященных, а печатный станок в один миг разрушил эту магию и сделал книгу доступной для многих.

Так и теперь электронные издания не заменят  традиционных бумажных, но дадут читателю новые возможности. Правда, только для того читателя, кто этого реально захочет. И в этом плане наша Национальная библиотека в Майкопе, которая тоже переживала разные времена - и пустующие залы, и безденежье, и сотрудников, которые были совершенно неорганичны ее предназначению, и читателей, вкус которых еще надо формировать  -  думаю, идет по правильному пути…