Получится ли отменить "поминальные пакеты" на Кавказе?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Духовенство КЧР приняло решение не совершать дуа за умерших в тех семьях, где собирают и раздают поминальные сумки (пакеты) с едой. Решение вроде бы благое: действительно, в последние годы и пакеты, и поминальные столы на Кавказе превратились не в повод помянуть ушедшего, а в ярмарку тщеславия. Для обычных семей часто это обременительные расходы.
Однако есть нечто, на что нужно обратить внимание.
Во-первых, использование похоронного обряда как средства воздействия началось не вчера. Еще в 1920-е гг. на Северном Кавказе проходили съезды мусульманского духовенства или совещания с участием духовных лиц, на которых принималось решение – не посещать дома «виновных» во время похорон, не проводить над умершим соответствующие обряды. Под виновными понимались воры, хулиганы и конокрады и члены их семей. В сложные 1920-е гг. , хотя бы в первой половине, власти искали компромисс между обычаем и революционной практикой, и поэтому часто воздействие Уголовного Кодекса совмещалось с манипулированием обычаями. Не слишком ди жестко и категорично применять такую меру, как непроведение поминальных молитв, сегодня по отношению к обычной современной кавказской семье? Не уверена.
В-вторых, и это очевидно, обычай раздачи еды на похоронах не исчезнет в результате административных распоряжений. Советская власть боролась с некоторыми обычаями, образно говоря, «огнем и мечом», но они не исчезали, а видоизменялись или существовали в другой оболочке. В 1920-е гг., например, уплата калыма за невесту преподносилась как оформленное юридически дарение ее семье каких-то значительных подарков.
Поминальная трапеза и раздача еды в любой культуре – это не насыщение утробы, а всегда священнодействие, а еда в этом контексте – способ вспомнить об умершем, символически преломляя хлеб. И этот смысл, конечно, давно утраченный и неформулируемый в повседневной культуре, в подсознании присутствует. Предполагаю, что поэтому раздачу пакетов остановить невозможно, но можно попытаться регламентировать их содержимое каким-то скромным набором нужных, но непафосных продуктов. И ограничить раздачу кругом, например, пожилых и нуждающихся родственников и знакомых.
И, наконец, последнее. Даже отмена «пакетов» не сделает похоронный обряд необременительным для обычных семей. Есть еще много моментов, связанных с деятельностью тех же имамов на похоронах, которые тоже требуют от семей существенных расходов. Пакеты – это только верхушка айсберга.