"Перо и меч должны работать вместе, тогда как черкесы создали систему, зависевшую от меча". Стамбул начала ХХв. Черкесское общество единения и взаимопомощи.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сейчас я в поисках деталей биографии Хайрие Мелек Хунч, одной из самых ярких женщин в черкесской диаспоре Стамбула начала ХХв. Мелек - писатель, редактор журнала «Гуазе», который издавался в Стамбуле с 1911г., учредитель Черкесской школы и Женского Хасэ в Стамбуле. В поисках информации нашла диссертацию на английском языке «СIRCASSIAN ORGANIZATIONS IN THE OTTOMAN EMPIRE (1908-1923)», написанную ELMAS ZEYNEP (AKSOY) ARSLAN в 2008 году в Босфорском университете.
В диссертации я нашла детали биографии Мелек и обязательно поделюсь с читателями в ближайшее время. Но я поняла, что говорить о Хайрие Мелек вне того контекста, в котором жили черкесы в Стамбуле в начале ХХв., невозможно. Как они продолжали адаптироваться в Османской империи, что их волновало, стремились ли вернуться на родину или смирились с тем, что разлука станет непреодолимой?
Одна из организаций, которую создали черкесы, получив новые возможности и права после младотурецкой революции – Черкесское общество единения и взаимопомощи.
Вот что пишет автор диссертации:
«Османская территория - самая известная остановка на пути черкесов, которые с огромной болью были вынуждены покинуть свою родину и распространиться по различным уголкам мира ... Им потребовалось не так много времени, чтобы понять, что то, что они считали остановкой, на самом деле стало их новой родиной ...По мере того, как надежды вернуться на родину таяли, они решили стать частью многонационального османского общества.
В те дни, когда в Турции свободы расширились (имеется в виду вторичное провозглашение конституции после младотурецкой революции 1908 г. и провозглашение принципа равенства всех народов империи в доктрине османизма – НН) и власть абсолютистского султана уменьшилась, черкесы, как и другие этнические группы, начали оперативно использовать права, которые получили. Настало время проявить свой национальный язык, культуру и самобытность, которые они скрывали в течение многих лет!
В августе 1908 года видные представители черкесской элиты Стамбула встретились в особняке Гази Мехмета Паши, сына Имама Шамиля, в районе Коска и заложили основу Circassian Union and Support Association (или Ассоциации черкесского союза и поддержки. В русскоязычной академической литературе организация называется «Черкесское общество единения и взаимопомощи», или ЧОЕВ - НН).
На основе фотографии, датируемой этим днем, известно, что на встрече собралось около 100 участников..Фото свидетельствует о большом интересе, который вызвала первая встреча ЧОЕВ. Среди участников первой встречи в Коска были популярные интеллектуалы и деятели той эпохи, а также несколько генералов и пашей: Ахмет Джавит Терек Паша, маршал Мертед Абдулла Паша, маршал Берзег Зеки Паша, Гази Мухаммед Фазиль Паша, генерал Пух Назми Паша, генерал Шапли Осман Паша, Лох Ахмет Хамди Паша, Мет Чунатуко Иззет Паша, Исмаил Беркок. Ахмет Митхат Эфенди и профессор Азиз Mекер были также участниками встречи.
Официальная дата основания ЧОЕВ - 4 ноября 1908 года. Общество после короткого периода деятельности в здании, расположенном в Коска, переехало в здание, окруженное садом, на улице Синекли Баккаля в Аксарае. Общество работало здесь между 1913 и 1917 годами, а затем переехало в здание, приобретенное в местечке Фатих, район Сарыгюзель. Пожар, разразившийся в 1918 году вокруг Фатиха, повредил здание общества; большая часть мебели и книг была уничтожена. Общество продолжило свою деятельность в здании, расположенном в Диван-Йолу.
Ахмет Джавид Терк Паша был избран председателем общества, и он оставался на этой должности до своей смерти в 1916 году. Помимо упомянутых выше членов-учредителей, в число активных членов общества входили маршал Фуад Туга (Дели) Паша, Курмай Юзбаши Исмаил Беркок , Йюзбаши Ахмет Кусикъо, Юзбаши Ахмет Хильми Макаш, д-р Мехмет Али Пшихалук, Хайрие Мелек Хунч, Мехмет Фетгери Шёню, Хайрулла Сулейман Йедыч, Адюгуйку Мехмет Тевфик, Мустафа Бутбай, Сеза Пух, Лами Джанкат, Бленав Харун Батеко, Омер Хильми Цей, Ахмет Нури Цаго, Шамсуддин Тлецерук Паша, Юсуф Суад Негуч, Хюсейин Чемеми Умер, Селаххадин Тамух, Машвез Омер Хикмет, Хит Тевфик Талат, Бинбаши Кыдей Бердуко Салих, д-р Мехмед Решид Лахингирей, Мизанчи Мурат, Хюсейин Тосун Шапли, Лютфуллах Шао, Исмаил Хасик, д-р Суат Ацок, Рекинда Исмаил Цюхту, Васси Гюсар, Тахир Хайреттин , Зекерия Зихни Бадж и Ибрагим Хизетль.
Мы видим, что учредителями и членами Общества являются хорошо образованные и высокопоставленные люди, которые были военнослужащими, чиновниками, врачами, учителями, писателями и юристами. Члены общества окончили хорошие школы и свободно говорили, по крайней мере, на одном иностранном языке, помимо черкесского. Они составляли интеллектуальный класс черкесской общины.
Например, Мехмет Али Пчихалук был выпускником Военного медицинского училища, Кемчеттин Тлецерук Паша окончил Галатасарайский лицей и государственную службу, Исмаил Беркок окончил Военную академию. Азиз Мекер свободно владел французским, русским и английским языками, помимо черкесского и абхазского. Подобным же образом, Мет Иззет Паша хорошо знал немецкий и греческий.
Учредителей объединяло то, что почти все они родились в Османской империи. Свободно владея османским и черкесским, это поколение росло с чувством благодарности Османской империи и со стремлением к родине. Это поколение, которое родилось вдали от родины, было османским по образованию и черкесским по культуре. Страдания, пережитые их семьями, были еще такими свежими, и их вера в Османскую империю еще не иссякла.
Общество, созданное интеллектуалами черкесского сообщества, было далеко неоднородным. Некоторые из них поддерживали Дворец, другие хотели вернуться на Кавказ, а некоторые отказались от такой идеи ... Однако они оставляли свои политические идеи за порогом общества и не позволяли им сдерживать работу. В архивах Османской империи есть информация об общественных организациях, основанных в Стамбуле. ЧОЕВ значится под номером 103.
В этом разделе содержались следующие детали:
Название общества Черкесское общество единения и взаимопомощи.
Дата основания 10 июля 1324 г. ( по Хиджре)
Головной офис находится рядом со школой черкесских девочек в Бешикташ Акарелер.
Цель общества - обеспечение религии, нравственных ценностей, законности и цивилизованности среди черкесов.
На фото - здание, в котором находилась Черкесская школа в Стамбуле. Где-то здесь находился офис ЧОЕВ. Фото - из фейсбука С. Тешевой. Март 2017г.
Устав и Декларация ЧОЕВ были опубликованы 15 Kanûnsânî 1324 (календарь Хиджры). (вероятно, 1906). Устав состоит из 36 статей и дает информацию об административной и финансовой структуре общества.
Первая статья начинается с цитирования Корана и продолжается следующим образом:
ЧОЕВ основано с главным офисом в Стамбуле и филиалами, которые могут быть открыты позже.
Устав общества определяет цель фонда как обеспечение религиозных, нравственных и гражданских отношений между черкесами и, кроме того, создание коммерческих, сельскохозяйственных и производственных отношений для обеспечения прогресса в финансовом и социальном плане.
Кроме того, цель Общества - изучение прошлого и настоящего черкесов, истории, языка и традиций.
В третьей статье Устава подчеркивается, что в каждом селе должны быть открыты школы rudiye (средние школы). Утверждается также, что для открытия школ необходима поддержка со стороны состоятельных черкесов. Общество будет поддерживать школы путем предоставления книг и денег. В Уставе также указано, что Общество стремится открыть частную школу в Стамбуле.
Кроме того, было подчеркнуто, что, когда финансовое состояние общества станет стабильным, в районах, населенных черкесами, будут открыты частное общеобразовательное учебное заведение, сельскохозяйственные и промышленные школы. Таким образом, Общество подчеркнуло, что его сфера деятельности не будет ограничиваться Стамбулом.
В четвертой статье указано, что Общество будет издавать журнал и построит библиотеку. В последующих частях Устава приводится подробная информация об организации и управлении обществом. Каждый черкес, дающий по меньшей мере пятьдесят куруш для допуска и по меньшей мере десять куруш в качестве взносов, будет считаться членом общества. Движимое и недвижимое имущество, пожертвованное членами ЧОЕВ, будет приветствоваться ЧОЕВ в качестве помощи, а лицам, дающим значительные суммы, будет выдан сертификат подтверждения.
Обществом управлял Совет директоров из 12 человек, который избирался с правом голоса на один год и созывался не реже одного раза в неделю. Было также заявлено, что возможно переизбрание избранных членов, и все решения общества должны быть приняты единогласно. Было также упомянуто, что для внесения поправок в ранее принятые резолюции необходимо решение Совета директоров.
После публикации Устава ЧОЕВ вскоре начало свою деятельность. Хотя 42 года назад черкесы были изгнаны с родины и поселились на османской земле, они все еще сталкивались с несколькими проблемами, и ответственность и долг Общества были настолько велики, что они стремились принести благополучие и мир для черкесов.
В частности, черкесы все еще продавались в рабство, не были решены проблемы размещения в Турции и среди черкесов не было единства..
Общество, призванное стать общим голосом черкесов, считало себя их представителем. ЧОЕВ пыталось наладить тесные отношения с правительством и Дворцом и решить проблемы черкесов за счет личных отношений. В инструкциях и декларациях, которые они публиковали, они обращались к черкесам, писали о будущих действиях и советовали людям, как действовать. Хотя дата первой Декларации, опубликованной ЧОЕВ, неизвестна, она имеет печать ЧОЕВ, датированную 10 Теммуз 1324.
Декларация начинается с того, что нужно учиться у прошлого, чтобы идти в будущее с извлечением уроков из своих ошибок. Было заявлено, что самым большим бедствием, которое когда-либо случалось с черкесами, было изгнание с родины, и были показаны две причины этого бедствия: отсутствие образования на Кавказе и недостаточное единство между субэтническими группами. В последующих частях Декларации Общество критиковало членов черкесской общины. Было указано, что перо и меч должны работать вместе, тогда как черкесы создали систему, зависевшую от меча.
В Декларации говорилось, что после ухода с родины черкесы нашли убежище, любовь и помощь на территории Османской империи, которую они считали безопасной.
В заявлении говорилось, что настало время исправить ошибки, допущенные в прошлом после провозглашения конституционной монархии. Решением было строгое соблюдение обязательных положений и правил конституционного периода, не допускать плохого поведения, создавать коммерческие, промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Последняя часть Декларации была адресована людям с просьбой поддержать Общество в финансовом и социальном плане. «Все, что нам нужно, это финансовая и социальная помощь наших людей Обществу; члены Общества должны быть вместе и никогда не покидать его».
О том, почему Общество призывало черкесов разводить лошадей, как боролось с хулиганами и реформировало алфавит – читайте дальше…
P.S. Поздравляю всех, кто празднует весенний Новый год, с праздником, и считаю этот пост моим поздравлением...