О кровной мести на Кавказе.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
17 декабря в Грозном в результате нападения боевиков на полицейских были убиты сотрудники полиции. Родственники убитых полицейских на сходе возле мечети «Сердце Чечни» объявили о том, что не простят крови своих близких и объявили кровную месть. В Ингушетии после убийства известного журналиста Амирхана Кокурхоева несколько активистов и юристов заявили о возможном начале кровной мести со стороны родственников убитого. Кавказский Узел писал об этом здесь:
http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/295480/
Что такое кровная месть на Кавказе – новый «старый обычай»? тема, с помощью которой конструрируется образ Кавказа как лубочно-экзотического региона, не способного вписаться в современный мир? Как менялась традиция отмщения за последние 150 лет – и какова в этом роль общества и государства?
Примирение враждующих сторон в Чечено-Ингушетии. 1936г.
Кровная месть – универсальный обычай отмщения за убийство, ранение, увечье, оскорбление, захват земли, характерный для периода, когда государственные институты неразвиты и слабы.
Кавказ - не единственный регион мира, где имела место традиция кровной мести. Албания и Сербия, Корсика и Южная Италия, Япония – здесь традиция кровной мести существовала до 20-40-х гг. ХХв. Важно, что нет кровной мести без традиции примирения кровников. Именно в таком варианте, при наличии как мести, как и прощения, кровная месть служила стабилизирующим фактором для догосударственных социумов. Кровная месть могла длиться столетия, особенно, если была задета честь женщины.
Кровная месть была и не просто обязанностью, но и священным долгом. Леонтий Люлье, исследователь кавказского быта XIX века, писал: «У горцев кровомщение ни есть необузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев; это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, требованием крови за кровь».
Сначала круг кровников был очень широк - весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика. Но с течением времени он сужался, пока, наконец, не был ограничен только самыми близкими родственниками.
Однако, ни одно общество на нацелено на саморазрушение и самоуничтожение, поэтому всегда работали традиции, сдерживающие и ограничивающие кровную месть. Нормы обычного права предусматривали систему композиций (от лат. сompositio – примирение), т.е. выплату стороной виновного денежных или натуральных штрафов.
В зависимости от сословной принадлежности пострадавшей стороны определялась «плата за кровь». Выплаченный штраф в этом случае, как правило, должен быть больше суммы нанесенного ущерба. Компенсация в XIX- начале ХХв. взымалась крупным и мелким скотом, лошадьми, оружием, тканями, металлической (медной) посудой, рабами и крепостными. В Чечне, Дагестане, на западном Кавказе практиковалась высылка убийцы и его ближайших родственников за пределы селения. В истории каждого рода есть семьи, предки которых были высланы за пределы традиционного проживания, в другие аулы или даже регионы, в Дагестане есть села, основанные когда-то бежавшими кровниками.
Обычай гостеприимства позволял беглецам-кровникам успешно уходить от своих преследователей: ради гостя, переступившего порог его дома, хозяин мог пожертвовать своей жизнью.
Кровная месть, наряду с такими традициями, как похищение невест (умыкание), конокрадство, уплата калыма, сразу же попала в сферу правового регулирования Российской империи и стала составляющей ориентализации Кавказа. Завоевание Кавказа, по мнению российской политической элиты, было для империи не только выполнением геополитических задач, но «цивилизаторской миссией» по отношению к «природным хищникам» и «диким» народам региона. Кровная месть подверглась воздействию новой судебной системы впервые в XVIII веке в Кабарде….
О том, как российские власти на Кавказе варьировали в рассмотрении дел о кровомщении между адатом и имперским законодательством, о том, как ссылка на каторгу заменила цену за кровь, о том, как кровная месть из правоохранительного института (определение кавказоведа Владимира Бобровникова) превратилась в противоправное деяние, дестабилизирующее положение в горских обществах, о расцвете кровной мести в период Гражданской войны – читайте дальше…