Юрий Анчабадзе: "Услар отстаивал внедрение национальных языков в кавказских школах".

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В начале сентября известному кавказоведу Петру Карловичу Услару исполнилось 200 лет. Юбилей прошел практически незамеченным. Хотя личность и академическое наследие Услара заслуживают и серьезного разговора в современном контексте, и переосмысления. О роли Услара в развитии кавказских языков я поговорила с профессором, доктором исторических наук ИЭА РАН Юрием Анчабадзе. Юрий Дмитриевич недавно вернулся с конференции памяти П.К. Услара, которая прошла в Вышнем Волочке Тверской области.  

Юрий Дмитриевич, расскажите о конференции памяти Услара, в которой Вы участвовали.

1-3 сентября в г. Вышний Волочёк и Вышневолоцком районе Тверской области проходили юбилейные торжества, связанные с 200-летием местного уроженца выдающегося кавказоведа Петра Карловича Услара (1816-1875). Мероприятия проходили в с. Осечно, где он похоронен, в с. Курово, где был рожден. Составной частью юбилейных мероприятий была конференция, проведенная в рамках традиционных Вышневолоцких краеведческих чтений, которые в этом году были посвящены П.К. Услару.  Значительную помощь администрации и организаторам в проведении торжеств оказала чеченская община Вышнего Волочка.

Кавказоведы знают, какой вклад Услар внес в описание кавказских языков в тот период, когда в академической науке безраздельно господствовал европоцентризм, да и самого академического языка для описания бесписьменных языков Северного Кавказа было недостаточно, не был развит понятийный аппарат. Услара заслуженно называют «колумбом кавказской лингвистики». Расскажите, пожалуйста, о нем нашим читателям.

Род баронов Усларов имеет немецкие корни. За заслуги перед новой родиной дед Петра Карловича был пожалован имением Курово в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сам Петр Карлович был военным инженером, окончил Военно-Инженерное училище, а затем Академию Генерального штаба. На службу в Отдельный Кавказский корпус он прибыл в 1837 г. и с тех пор большую часть жизни провел на Кавказе. Да, он был военным и по долгу службы принимал участие в боевых столкновениях с горцами. Однако прославлен не этим, а значительным вкладом, который внес в научное кавказоведение. За десятилетие 1860-х гг. удивительным пассионарным взлетом исследовательской мысли им создана серия фундаментальных исследований, посвященных языкам региона: абхазскому, чеченскому, аварскому, даргинскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому. В 1863 г. труды П.К. Услара были отмечены Демидовской премией Российской академии наук, а в 1868 г. он был избран ее членом-корреспондентом.

Услар – человек военный, генерал, выпускник Академии Генерального штаба, представитель той когорты имперского военного кавказоведения, которые были сторонниками «мягкой силы» на Кавказе. Как писал Услар, необходимы новые подходы к образованию горцев, что «создаст новое поколение передовых людей на Кавказе, которые сделают здесь то, чего не в состоянии сделать ни штыки, ни деньги, ни почести». В чем основные заслуги Услара- кавказоведа?

 Основной вклад П.К. Услар сделал в кавказскую лингвистику. К середине XIX в. изучение языков народов Кавказа ограничивались в основном бессистемными записями отдельных слов, беспочвенными попытками их сопоставления с лексикой других языков мира, фантастическими представлениями о генеалого-генетических связях языков народов региона. П.К. Услар поставил соответствующие лингвистические штудии на научную основу. Приверженец методологии и принципов компаративизма, он высказал идею, впоследствии, как известно, полностью подтвердившуюся, о самостоятельном статусе кавказской семьи в генеалогической классификации языков мира. П.К. Услару удалось весьма точно установить внутренние взаимосвязи кавказской семьи, исходя из родственной близости языковых групп. Ценнейшим вкладом в науку является осуществленное П.К. Усларом описание грамматического строя изученных языков, анализ их синтаксических и морфологических особенностей. Известно, что фонетическая система кавказских языков отличается крайней сложностью. П.К. Услар справился с ней, дав точное описание богатства кавказских фонем, представил артикуляционную и акустическую характеристику звукового ряда. Работы П.К. Услара основаны на огромном фактическом материале кавказских языков, и сейчас эти языковые данные представляет особый и самостоятельный интерес для ученых-лингвистов.

Да, в том числе у него есть работы об исчезнувшем ныне языке убыхов…П.К. Услар – не только ученый, он и публицист, активно публиковавшийся в таких известных сборниках, как газета «Кавказ», «Сборнике сведений о кавказских горцах». Что еще характерно для кавказоведческих исследований П.К. Услара?

П.К. Услар интересовался древней историей Кавказа, посвятив этому периоду работу «Древнейшие сказания о Кавказе». Он не был чужд и этнографических интересов. В фундаментальном «Военно-статистическом обозрении Эриванской губернии» можно найти ценные описания быта армян и других народов, проживавших в этом регионе. Петр Карлович высоко ценил устное народное творчество кавказских народов, считая фольклор высочайшим проявлением художественного мироощущения горцев. Он тщательно записывал и собирал фольклорный материал и в приложениях к своим грамматикам оставил ценнейшие его образцы: сказки, легенды, пословицы, загадки, песни и т.д.

 П.К.Услар прожил  в Дагестане около 20 лет, занимался изучением дагестанских языков и вопросами просвещения горцев. Известно его знаменитое высказывание об уровне образования в Дагестане, которое, как сейчас говорят, «рвет шаблоны», принятые в  то время в оценке уровня образованности кавказских народов. В 1869 году Услар писал: “Если бы об образовании народном судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже просвещенные европейские нации. Учение доступно каждому горскому мальчику». Что из наследия П.К. Услара не потеряло актуальности по сей день?

Здесь следует упомянуть еще одну грань научно-интеллектуальной деятельности П.К. Услара. Изучая языки Кавказа, он одновременно создал для них алфавиты, основанные на кириллице. Безусловно, один из побудительных мотивов для Петра Карловича состоял в попытке подорвать влияния арабской образованности и потеснить арабицу в письменной культуре народов Кавказа. Но в данном случае П.К. Услар исходил из общеисторической перспективы дальнейшего развития региона, которое должно было протекать в русле русско-европейского цивилизационного круга. При этом другим побудительным мотивом следует считать твердое убеждение П.К. Услара в необходимости на Кавказе внедрения родного языка в образование, прежде всего в начальной школе. Вряд ли приходится оспаривать актуальность этого тезиса.

Был период, когда Услар даже в академических статьях маркировался как «колонизатор», «русификатор». Преодолен ли такой однобокий взгляд и насколько в наши дни востребовано научное и интеллектуальное наследие П.К. Услара?

Деятельность и творчество П.К. Услара ознаменовали переход к научному этапу развития русского кавказоведения. Он высказал немало выдающихся идей, которые аксиоматично приняты современной наукой. Немало высказано догадок, которые дали перспективу для последующих кавказоведческих исследований. Научное наследие П.К. Услара стало предметом для глубоких историографических исследований, в том числе мэтров кавказоведческой лингвистики – А.С. Чикобава, А.А. Магометов, Ю.Д. Дешериев, З.И. Керашева, З.М. Габуния, И.Х. Абдуллаев, А.Н. Абрегов, Б.М. Берсиров и др. К сожалению, Вы правы, в известные годы предпринимались попытки умалить значение как научного наследия П.К. Услара, так и его личности, когда имя Петра Карловича действительно стало сопрягаться с определениями «барон», «колонизатор», «русификатор» и т.п. Эти узкие  представления, как мне кажется, преодолены, и П.К. Услар занимает достойное место и в истории отечественной науки и в историческом самосознании народов Кавказа. 

 В честь 200-летия П.К. Услара в с. Осечно состоялся народный праздник.

Надгробие на могиле П.К. Услара в ограде Троицкого храма в с. Осечно, Вышневолоцкого района Тверской области

Поминальную службу сотворил благочинный Вышневолоцкого р-на, митрофорный протоиерей о. Василий в сослужении настоятеля Троицкого храма о. Андрея и иных.

Потомки Петра Карловича - Яна Романенко-Услар с супругом и Никита Владимирович Благово.

На месте усадьбы П.К. Услара в с. Курово Вышневолоцкого р-на открыт памятный знак.

Фото и авторские подписи - Юрий Анчабадзе.