"Черкесская тайна и ее исторические корни".

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня 8 марта, праздник, который у меня всегда связан не столько с Женским днем, сколько с началом настоящей весны!

Поэтому сегодня захотелось написать ненапряжный неполитический пост. В Сети наткнулась на статью Мартина Льюиса «Черкесская тайна и ее исторические корни» (The Circassian Mystique and Its Historical Roots) 30 января 2012 г. Поскольку название оказалось заманчивым, я как-то увлеклась и… предлагаю вам ее литературный (т.е. неподстрочный) перевод с английского. 

«Хотя об этом сегодня не столь известно (тут Мартин Льюис ошибается, потому что этот факт известен, во всяком случае кавказоведам наверняка -НН) но черкесы были когда-то известным народом, знаменитым военной выправкой, физическим обликом и тем, как они храбро противостояли российской экспансии. В XIX веке понятие "Circassophilia" (черкесофилия) распространилось из Европы в Северную Америку, где писатели выражали восхищение горцами восточной части Черного моря.

Видные антропологи считали, что черкесы обладают идеальным физическим обликом. Промоутеры и торгаши капитализировали это повальное увлечение черкесской темой в Европе, и использовали это в маркетинге линейки «черкесских» косметических средств, и даже создали фейковых "черкесских красавиц", выступавших  в цирковых аттракционах.

Хотя Черкесия была известна как относительно изолированная страна, черкесы уже давно были интегрированы в широкий мир.

Черкесия привлекала греческих торговцев и поселенцев с древних времен. В позднем средневековье и в раннее новое время генуэзские торговцы часто посещали черкесское побережье. Политически Черкесия обычно изображалась как тихая заводь, глушь, так как черкесы никогда не создавали своего мощного  государства (уточню от себя  – государства в его европейском понимании, но создали институты, обеспечивающие обществу стабильное функционирование). Тем не менее, черкесы вполне справлялись с управлением государством на самом высоком уровне, в период мамлюкского правления в Египте  1382-1517гг.

Даже после поражения от османов черкесы продолжали формировать большую часть политической элиты Египта. Их власть подошла к концу в 1811 году, когда Мохаммад Али уничтожил большую часть мамлюков. Тем не менее, как пишет историк Кадыр Натхо, черкесы впоследствии утилизировали важные египетские военные и административные должности. Пережитки их влияния в Северной Африке существуют и по сей день. Когда власть Каддафи зашаталась в 2011 году, его агенты дотянулись до остатков черкесской общины Мисрата, надеясь сплотить сторонников ливийского режима.

Восхищение черкесской красотой и храбростью на Западе было широко распространено в эпоху Просвещения. Вольтер считал само собой разумеющимся, что черкесы – это миловидные люди, что связано с  их давней практикой прививать младенцев от оспы. В XIX веке Блуменбах, основатель физической антропологии, изобрел понятие «кавказская раса», и его изыскания имеют явный отсыл к черкесам. Он считал, что народы Кавказа, в частности, черкесы и грузины, представляли собой нечто близкое к идеалу.  Ранние антропологи таким образом стремились возвысить европейцев, помещая их с черкесами в единую «кавказскую расу».

"Circassophilia" в английском языке появилась со времен Крымской войны (1853-1856), когда англичане были в союзе с черкесами против Российской империи. Но записки путешественников  показывают, что такое восприятие черкесского имеет более глубокие корни. Восхищение адыгским народом вытекает частично из общего уважения к горцам,  сопротивляющимся восточным империям.  Еще Эдмунд Спенсер сравнивал черкесов с статуями бессмертной Греции и писал о совершенстве их физического облика и морали.

И  репутация черкесов как очень красивого народа, и их опыт политической власти за пределами  родины отчасти объяснялись их любопытным включением в нишу политической жизни Ближнего Востока.

Черкесы, откровенно говоря, специализировались на поставке элитных рабов для могущественных государств восточного Средиземноморья. Мамлюки (в буквальном смысле мамлюк означает "раб"), были людьми, набранными, чтобы служить в качестве элитных бойцов, но которые позже поменялись ролями со своими владельцами и взяли на себя управление государством, после чего они продолжали пополнять свои ряды за счет импорта рабов из Черкесии. Черкесы были отнюдь не единственными мамлюками среди солдат мусульманского мира, но они были доминирующей группой в Египте в течение длительного периода времени.

Черкесские женщины были столь же известны как рабыни  высокого статуса, особенно в Османской империи. Многие, конечно, не достигли высокого статуса  и, вероятно, испытывали на себе все тяготы угнетения, но некоторые  черкесские женщины оказались в султанском гареме, центре реального политического влияния. Те, чьи сыновья стали султанами, смогли проявлять значительную власть в своих собственных правах. Элитные черкесские жены, к тому же, не были ограничены султанской семьей. Как пишет Рейна Льюис, "в 1870 году сэр Генри Элиот, британский посол в Стамбуле, понял, как нескромно поднимать вопрос о черкесском рабстве в то время  как черкешенками были и жена великого визиря, и жены многих других важных должностных лиц ".

Причины интенсивного участия Черкесии в работорговле обсуждаются в современной историографии. Некоторые авторы подчеркивают бедность, скученность и глубокие социальные различия в регионе, что заставляло  бедных людей продавать своих детей.

Другие возражают, что торговля была в значительной степени добровольной: "Создается впечатление, что девицы редко обращаются в рабство, они по доброй воле выбирают этот статус. Их манили  рассказы о богатстве и роскоши в гаремах, где их легендарная красота была в почете».

"Историк Чарльз Кинг в его захватывающей истории Черного моря, пересказывает эпизод, в котором шесть рабынь на транспортном судне, перехваченном российским военным кораблем, отказались от  освобождения, предпочитая не упустить шанса быть проданными на невольничьих рынках Стамбула».

Какими бы ни были движущие факторы, работорговля находилась под влиянием общественных отношений в Черкесии. По словам британского писателя Джона Лонгворта (в его книге «Год среди черкесов» [1840]), простолюдины зачастую беззастенчиво оцениваются по рыночным ценам:

«Когда вам рассказывают о их (женщинах – НН) существовании и при этом много жестикулируют и многократно упоминают суммы стоимости, вы, естественно, предполагаете, что речь идет о домашнем скоте. У черкесов весьма оригинальные суждения на этот счет: и мужчины и женщины у них имеют свою стоимость, как и любое прочее имущество на Кавказе, и для женщин может в какой-то мере служить утешением то, что при наличии намека на красоту их стоимость возрастает раз в десять по сравнению с мужчиной». 

Согласно стереотипам,  красивая черкешенка – это девушка с пышными темными волосами в сочетании с гладкой, бледной кожей. В результате, косметические продукты для  волос и кожи, брендированные как черкесские, стали широко распространяться в Европе и Соединенных Штатах. Такие коннотации имели место и в гастрономии; блюдо под названием "Черкесский Цыпленок" было названо так не из-за места происхождения цыпленка, а  из-за его гладкой текстуры и светлого цвета.

К концу 1800-х годов номер "черкесская красавица" стал цирковым аттракционом в Соединенных Штатах;  его "исполнители" не были связаны с  Кавказом, но были  местными женщинами  легкого телосложения, которые красили волосы, а затем начесывали и укладывали их в сложные прически.

Такие "черкесские красавицы" выступали в цирках США в конце XIX -начале ХХ вв.

Чарльз Кинг дает представление (в «Призраках свободы») о том, как  сам Финеас Т. Барнум ставил себе в заслугу "введение черкесов в американскую массовую культуру".

Призыв, как показывает Кинг, в первую очередь был эротическим, а так называемые «черкесские красавицы» подробно показывали толпам "тычки и следы осмотров", которые они получили "на невольничьем базаре".

Происхождение их причесок неясно. Кинг предполагает, что это могло быть связано либо с "высокими, пушистыми шляпами»,  (папахи – НН) которые носили мужчины Кавказа, или от попытки "африканизировать" - и тем самым еще сексуализировать  - эту квинтэссенцию кавказских людей. Что совершенно ясно, что западные маркетологи черкесской темы часто понятия не имели, что они продавали, как это видно на французском плакате "Koringa".

 К тому же их природные физические черты, стать и осанка также играют определенную роль в устойчивой репутации черкесов как красивого народа. Многочисленные видео в интернете подтверждают, что осанка черкесских танцоров безупречна.  Джон Лонгворт отметил ту же характеристику в повседневной жизни черкесов в начале 1800-х годов. Как он писал об одной местной жительнице, "она была высокой и в хорошей в форме и держала себя, как и все черкесы, мужчины или женщины, очень прямо" .

В то время, как черкесы стремятся сохранить свою идентичность и вписаться  в глобальный контекст, традиционные черкесские танцы и одежда все чаще культивируется и распространяются в Интернете. Графики и художники также разрабатывают черкесскую тему и мотивы.

Будет интересно, войдут ли черкесские «дела» и стиль вновь в западное сознание, особенно в связи с приближением  Олимпиады в Сочи?" 

Источник: http://www.geocurrents.info/place/russia-ukraine-and-caucasus/the-circassian-mystique-and-its-historical-roots#ixzz42Iw9oTFT