"Быть иль не быть".. О ранних браках на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Тема ранних браков, т.е браков с (или между) несовершеннолетними, опять обсуждается экспертами и СМИ. С января 2016 года в законодательстве Грузии внесены поправки, согласно которым брак с несовершеннолетней девушкой не может быть заключен без разрешения судебных органов. При этом брак возможен только при достижении 17 лет, тогда как до внесения поправок минимальный брачный возраст определялся в 16 лет. Потом журналист Эдита Бадасян написала статью с комментариями экспертов, которые дружно осудили практику ранних браков в Грузии и поставили вопрос об ответственности учителей, семьи и необходимости масштабного глубинного исследования проблемы.
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/277572/
Затем тбилисский блогер КУ Berg..man весьма эмоционально отреагировал на статью Эдиты, указав на лицемерие экспертов...
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/378/posts/23828
Как же дело с ранними браками обстоит на Северном Кавказе? Поскольку нет никакой достоверной статистики, т.к. подобные браки заключаются имамами, осталось только поговорить с людьми и как-то попытаться прояснить ситуацию.
В своем блоге, комментируя знаменитую «свадьбу тысячелетия» в Чечне, я уже писала о традиционно принятом брачном возрасте, и, надо сказать, что у всех народов Кавказе еще 100 лет назад планка брачного возраста для невесты редко и очень редко опускалась ниже 16 лет. Только иногда (и очень редко) девушку выдавали замуж в 15 лет.
Например, черкесы не приветствовали ранние браки. "Ребенка к ребенку привязали", - так, вспомнил Азамат из Майкопа, говорили о таких браках в старину. Черкесы определяли возрастной рубеж – 16 лет для девушки и 18 лет для юноши - и связывали его не только с биологическим возрастом и половым созреванием. Во главу угла ставили умственное, культурное совершеннолетие. Отсюда термин, который приводит ученый Б. Бгажноков, - «совершеннолетний разум» – акъыл балигъ .
Под этим подразумевается наличие знаний и воспитания, которые позволяют выстраивать отношения в мире взрослых людей, нести ответственность за своих детей. Встречаются (читаем опять у Бгажнокова) иногда биогенеалогические объяснения ранних браков - если парень женится молодым ( по меркам 100 летней давности раньше 17-18 лет), то дети, рожденные от него, будут низкорослыми, недоразвитыми физически и умственно, тогда как рожденные от мужчин среднего и пожилого возраста (читай от 25 до 45 лет) – становятся не по годам умными и физически сильными.
В целом в регионе ранние браки редки, особенно на западном Кавказе, но они есть.
Азамат, проработавший в школе 8 лет, сказал, что на его памяти ни одна из учениц не выскочила замуж, не доучившись.
Сегодня на Северном Кавказе проблема ранних браков была официально поставлена только в Чечне. Она пару лет назад обсуждалась на уровне главы республики, Рамзана Кадырова, который регулярно встречался с духовенством и лично распорядился уволить всех имамов, которые оформляли ранние религиозные браки. Свои места в 2014 г. потеряли почти 70 священнослужителей. Сегодня в Чечне имамы заключают никах (религиозный брак), только если будущим супругам уже есть 16 лет.
Когда я собирала материал для этого поста, мне посыпались в личку самые разные истории. И счастливые, о том, когда девушка вышла замуж чуть ли не в школе в 15 лет, а к 19 годам у нее уже двое детей, и все счастливы, а дети здоровы. И не очень – «моя сосношница вышла замуж в 15,чего это стоило её мужу,в итоге прожили 7 лет, двое детей, ушла , сказала я его больше не люблю!» (историй, подобной той, что написала мне Марианна, тоже немало).
Мои собеседники рассказали мне истории своих семей:
«Совсем недавно развелись 2 моих младших сестры». (Ася, Нальчик)
«Одна из моих сестер вышла замуж, будучи в 10 классе в 15 лет. Сейчас разводится. Сыну полтора года. Невестка вышла замуж за брата после 9-го класса в 14 лет. Сейчас ей 21, она ждет третьего ребенка. Живут бедно, но вроде ладят. Другая соседка вышла замуж в 16, ушла через 2 года с сыном годовалым». (Ольга, Нальчик).
В целом абсолютное большинство моих собеседников против ранних браков, т.е. браков с несовершеннолетними девушками. Они аргументируют это тем, что «статистика показывает что ранние браки обречены, большинство из них распадаются или живут как кошка с собакой».
«Человек в 18-19 лет (ранее я вообще не рассматриваю) не в состоянии определить себе партнера, с которым захочет и может прожить всю жизнь. Это не какие- то несколько лет - это вся жизнь. Делить быт, постель, растить детей, видеть изо дня в день... Человек, который тебя устраивает в 19 лет, крайне редко устраивает тебя в 30, в 40, в 50, 60 лет». (Анна)
«Я считаю ранние браки неправильным действием, потому что девушки остаются ,чаще всего, без образования, без опыта общения с людьми , хотя бы, если бы была студенткой, не хватает знаний, чтобы достойно воспитать своих детей, потому что сама еще ребенок». (Залина)
«В голове у этих девчонок, что касается школьных знаний и семейной жизни, пусто. Этому ахламону, который испортил ей жизнь, нечему её научить потому, что в голове у самого мало что есть. Поэтому у нас очень много разводов и молодых матерей- одиночек». (Анзор)
«Родят эти вчерашние школьницы, а ценности рожденным детям вложит общественность?.. Нет. Я за рождение детей взрослыми людьми. А не недозрелыми психически малолетками...» (Элла)
Одно из последствий ранних браков, указали мои собеседники, - это плохое образование и воспитание у детей юных мам. «В тотальном большинстве случаев это выльется в малообразованную мать с комплексами. Потому что ее лишили юности, не дали образования. Да, да! Не дали образования. Редко, когда замужняя молодая мама еше и учится где-то (по-настояшему, а не бумажки ради). Потому что дел и хлопот полно. Ну либо дедушки/бабушки будут детей нянчить, пока она там учится. Тоже неправильно. Это удар и по матери, которая не увидит детство своих детей, и по детям, т.к. им нужна мама, а не бабушка. Необразованная мать плодит таких же недоумков. Хотите нацию хитроватых и бестолковых? Сделайте матерей необразованными. Увидите результат через поколение». (Фатима).
Последний и закономерный вопрос – а что делать, чтобы юные девушки не убегали замуж чуть ли не со школьной скамьи? На ком лежит ответственность – на государстве, на семье, на мужчине, который берет в жены почти школьницу?
Во-первых, все единодушны в том, что социальный статус девушек, вступающих в ранние браки, не играет роли – девушки из села и из города, из обычных семей и из семей «крутяшек» выпархивают из отцовского гнезда с одинаковым успехом…
Способны ли отрегулировать этот вопрос традиционные кодексы поведения, еще лет 20 назад действительно бывшие реальными инструментами воздействия, а сегодня сдающие свои позиции? Не думаю...
Вряд ли стоит уповать на государство и ждать, как это сделали в Грузии, ужесточения процедуры заключения браков. Нам всем хорошо известно, что изобретательность наших земляков по части способов обойти закон именно в матримониальной сфере, просто безгранична.
О том, чтобы отключить интернете и ограничить пользование соцсетями, я вообще не говорю – никто не хочет опрокинуться в мир Оруэлла..
Что же тогда делать? И можно ли что-то сделать?
А пока посмотрите фильм из Дагестана