Как в 1913 году в черкесских аулах Кубанской области закрыли школы с турецкими учителями.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В декабре 2015 г. на фоне ухудшения российско-турецких отношений по рекомендации минобразования РФ большая часть из 44 российских вузов, сотрудничающих с турецкими организациями в сфере образования, приостановила контакты в одностороннем порядке. Были отозваны студенты, обучающиеся в Турции, а также отменены ранее запланированные поездки в страну студентов и преподавателей.
Ситуация, когда политические взаимоотношения с Турцией влияют на турецкие образовательные проекты, и на Кавказе, в частности, наблюдается не впервой.
Еще во второй половине XIX в., Османская Турция проявляла образовательную и миссионерскую активность сначала в Черкесии, а затем и в черкесских аулах Кубанской области. С 1911г. здесь открывались турецкие религиозные школы, они работали в аулах Панахес, Бжегокай, Тахтамукай, Шенджий, Габукай, Хакуриновский, Ульский. Школы открывались как частные и содержались на средства местных жителей, поэтому находились вне контроля правительственных структур – министерства образования и дирекции народных училищ.
В школах преподавались Коран, арабский и черкесский языки. В настоящее время имеющийся в нашем распоряжении корпус источников не дает целостного представления о биографических данных учителей из Турции, целях их духовной миссии на Западном Кавказе, однако позволяет выявить аулы, в которых подобные школы были организованы, фамилии учителей, количество учеников и размер платы за обучение. На основании этих источников мной была составлена таблица.
В конце 1912г. из канцелярии Наместника Кавказского Начальнику Кубанской области было направлено секретное распоряжение сообщить «сведения о турецкоподданных учителях» на основании, что «в последние годы наблюдается стремление Турции направлять в пределы Кавказского края своих эмиссаров в виде мулл и учителей, что предоставление местного мусульманского населения духовному руководству подобного рода лиц может повлечь за собой самые нежелательные последствия в смысле развития панисламистский пропаганды и туркофильский симпатий».
Вскоре вышел секретный циркуляр Начальника Кубанской области и в начале 1913 г. были закрыты мусульманские школы, в которых преподавали учителя из Турции, они характеризовались как источники «панисламистской пропаганды и туркофильских симпатий». Преподаватели, в 1912 году их насчитывалось 10 человек – отстранены от работы.