К Всемирному Дню мужчин. "Быть мужчиной по-кавказски".

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

7 ноября совершенно тихо и незаметно прошел Всемирный день мужчин. Праздник стал отмечаться по инициативе Михаила Горбачёва в 2000 году ежегодно в первую субботу ноября. И хотя этот день не утвержден официально, а во многих странах есть свои календарные дни, посвященные мужчинам, пусть этот день будет поводом вспомнить – как это, быть мужчиной по-кавказски еще сто лет тому назад?

Как выглядел кавказский мужчина? Тут традиция единодушна – на всем Кавказе идеально красивый мужчина высокого роста, широкоплечий, с тонкой талией, худощавый, и с…какой-то особенной статью. «По походке узнаешь, каков он», - так говорили чеченцы о своих достойных мужчинах.  Известный кавказовед Ф. Боденштедт, наблюдая за черкесскими старшинами во время переговоров с русским генералом,  написал: «Неописуемое удовольствие смотреть на этих высоких сильных людей со сверкающими глазами, выразительными лицами, гордой походкой и непринужденными движениями».

Мужчина должен был непременно носить усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!». 

Горцы должны были быть всегда аккуратно и опрятно одеты, что называется, с иголочки. Никогда, даже во время жары или тяжелой работы, они не показывались людям с оголенным торсом или неподпоясанным. Последнее могли позволить себе только глубокие старики. Мужчины и в собственный двор выходили полностью экипированными в традиционный костюм.

Горец трепетно относился к своему оружию, коню и к головному убору – папахе или башлыку. Если кто-нибудь дотрагивался до мужского головного убора, это было равносильно оскорблению. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке.

Даже князья и дворяне могли ходить в рваной черкеске, но головной убор у них всегда был дорогим и хорошо выделанным.  Еще бы, ведь головной убор есть манифестация Мужского, а шапка – это вам не женский платок! В фольклоре всех народов Кавказа есть пословицы и устойчивые выражения о том, что, когда хотели пристыдить труса, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий как к мужчине. У черкесов и сейчас в ходу пословица: «Встретишь дурака, отдай шапку и пройди мимо». То есть, не снисходи до спора с ним, а лучше отдай самое дорогое.  

Какой у него характер? Мужчина должен быть немногословным («не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов» - чеч.), неторопливым («быстрая речушка до моря не дошла»), не спешить с резкими высказываниями («рана от шашки заживет, рана от языка – нет»), выдержанным («несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»), щедрым и смелым и терпеть физическую боль.

Обязанности в семье. В семье делом мужчины были тяжелый физический труд, обеспечение семьи, ответственность за семью и род, а также их защита. Поэтому мужчины еще сто лет назад воспитывали мальчиков добытчиками и воинами.  

Любые серьезные решения в семье всегда принимались мужчинами. Во главе кланов стояли, как правило, крепкие внушительного вида мужчины 50–70-лет с незаурядными личными качествами. К ним, по мнению этнографа Б. Бгажнокова, общество относило «богатый социальный опыт, мужество, ум, великолепное знание обычаев, неоспоримое ораторское искусство, развитые организаторские способности». И еще – бедный человек априори не мог стать главой клана, и материальное состояние мужчины в этом случае играло не решающую, но определенную роль.

По этому фото видно, чьи роли в семье главные.

Каждый мужчина обязательно должен был иметь детей, прежде всего, здоровых сыновей. Это был его вклад в развитие большой семьи. В противном случае его воспринимают как человека с изъяном. «Отец без наследников, что мясо без костей», - говорили черкесы.

Как вели себя домочадцы по отношению к мужчине-отцу? Мужчина был главой семьи, и женщина никогда не перечила ему публично. «Кавказские жены всегда жены, а не командирши», - написала как-то журналист Надежда Кеворкова. Мудрые женщины всегда поднимали авторитет своего мужа перед детьми и обществом, а разногласия никогда не вносили на суд людей, а решали дома. Обычно о жене, находящей к своему мужу подход и продвигающей его в обществе, черкесы говорят: «Достойный муж – заслуга жены». Или - «друзьями подорванный авторитет мужчины восстанавливает хорошая жена».

Домочадцы не садились с мужчиной за один стол. По словам этнографа М.А. Меретукова,  у черкесов «мужчины и женщины для еды располагались в отдельных помещениях и никогда не садились за один стол. Детей тоже кормили отдельно». Еще в начале XIX века об этом писал француз Тебу де Мариньи: «Черкесская семья никогда не собирается за столом, отец и мать ужинают отдельно, так же как и дети, которые разделяются в зависимости от возраста и пола».  Этнографы записали рассказы пожилых черкешенок женщин о том, что за всю свою жизнь они не позволили себе принимать пищу или пить воду в присутствии мужа.

Мужчина в семье был окружен почетом, держится в семье с достоинством и на дистанции.  «Он делал все без спешки, суеты, говорил мало, но внушительно, с достоинством и сознанием собственного превосходства, избегал шуток, возмущение или одобрение выражал не столько словом, сколько взглядом, мимикой, жестом», - пишет Б. Бгажноков.  

Мужчины в семье считались всегда «старше» женщин, т.е. мальчик и подросток считался ритуально старше сестры или тети, но этот принцип  уравновешивался традиционно почтительным и уважительным отношением к женщине. Как-то мы с сестрой шли на соболезнование в Майкопе и встретили нашего племянника Кемаля, ему было тогда лет 10-12. Он гулял с друзьями, но, узнав, куда мы идем, пошел нас провожать и буквально «довел до двери». Именно на правах старшего.

Как мужчина вел себя по отношению к своей жене? Здесь - никаких публичных выражений чувств. При посторонних это считалось верхом неприличия, проявлением недопустимой для мужчины сентиментальности.

Не принято было сообщать жене о том, куда он идет, или советоваться с ней при детях, как поступить в той или иной ситуации. Это считается проявлением слабости, некомпетентности, нерешительности, болтливости, суетливости. По адыгским понятиям, если муж советуется с женщиной, то как он может внушить детям чувство уверенности в том, что у него «все под контролем»?  

Для обращения к жене в присутствии третьих лиц муж придумывал для нее новое имя. Обычно это были конструкции типа Тонкая талия, Белоснежная, уместные, однако, лишь в кругу друзей или младших членов семьи. Часто в таких выражениях муж по-доброму иронизировал над женой. Тонкая талия могла быть на самом деле очень полной женщиной, Белоснежная – смуглой и т. д., а Малышка – крепкой и коренастой.  По традиции, мужчина не улыбался жене при посторонних и ни в коем случае не брал ребенка на руки, особенно при совсем отце. И не дай Бог спросить о жене и детях – его ответ будет предельно скуп и лаконичен. При этом мужчина следит, чтобы его жена не взвалила на себя  мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».

По адатам мужчина не должен был обгонять женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; если мимо идет пожилая женщина, мужчины должны были привстать в знак ее почтения..

По кавказской традиции мужчина всегда идет впереди женщины. Когда-то на узкой горной тропе им мог преградить путь зверь или кровник, и тогда мужчина, словно тигр, бросался на противника, чтобы защитить свою жену и мать своих детей.

Сегодня только ленивый не сказал, что мужские и женские роли поменялись, и все чаще женщина берет на себя и функции добытчика, и принимает в семье главные решения, а иногда и просто содержит мужчину, что устои подорваны, а кругом одни избалованные мажоры.

И даже, если в этом есть сермяжная правда, есть те кавказские мужчины, по которым смело можно сверять самые захватывающие описания начала XIX – начала ХХ вв. Они именно мужчины, а не женщины, они дерзки и ответственны, они не боятся ничего, кроме бесчестия, много работают, дрожат над родителями и, словно орлиными крылами, закрывают от бед свою большую семью.

На фото из группы "Фотомузей КБР" на фейсбуке - Кабарда, Вольный Аул. Сидят справа Амшоков Индрис Патович, Амшоков Харун. Стоят девушки в белом Амшоковы Данаху и Назифа (сестра Индриса). Стоит Амшоков Шухиб Патович, в черном платке Амшокова Дан... Патовна. Сидит девочка Амшокова Лиза Патовна.  Фото из архива семьи Озовых.