"Солнце - и дней, и ночей божество, конец и начало". Мифология Солнца у народов Северного Кавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня будет очень летний пост... Про Солнце. 
Солнце, дающее свет, тепло, жизнь, сменяющее темную ночь и побеждающее страхи, - один из мощных образов в мифологиях и ритуалах практически всех народов. Образы Солнца и связанные с ним представления, существующие у народов Северного Кавказа, не менее притягательны, чем таинственные солярные ритуалы древних египтян, греков, иранцев и ацтеков, давно уже описанные в литературе.
 

Одно из ярких отражений культа солнца у чеченцев — многочисленные символические изображения небесного светила. Крест и крест в круге — универсальные солярные знаки. Крест как оберег встречается на многих башнях в горах Чечни на арочных камнях дверных проемов, как бы запечатывая вход злу, чужому, враждебному. Такие изображения есть на боевой башне Кошан-боув у некрополя Цой-педе, в Мелхисте, на боевой башне в селении Никарой, на многих жилых башнях в ущельях Шаро-Аргуна и Аргуна.  

К солярным символам относят и так называемые розетки и ромашки. Другим солярным знаком некоторые ученые считают двойные спирали. В разноообразных стилизациях они встречаются на боевых и жилых башнях в ущелье Тазби-чи, Шарое, Итум-кале, Мелхисте, Майсте и других районах, уникальная тройная спираль выгравирована на камне боевой башни у селения Хаскали.  

                    Солярный знак на стене отреставрированной боевой башни в чеченском селе Шарой.

У вайнахов все чистое сравнивается с солнцем ("малх санна цIена" — «как солнце чистое»). «Малх» в переводе с чеченского означает «Солнце». Известна фраза «Мы – не Нохчий», а Мялхий». Так называемые «солнечные склепы» («маьлхан кешнаш») до сих пор сохранились в горной части Чечни, на границе с Ингушетией и Грузией.   

Осетины обожествляли солнце и представляли его в антропоморфных или зооморфных образах: Уастырджи, Сослан, Батраз, Сайнаг-алдар, Колесо Балсага, конь, олень, орел, ласточка. На солнечные черты всесильного Уастырджи указывают эпитеты, которые связаны с его именем: «золотой», «золоторукий», «золотоголосый», «золотокрылый». Символами Солнца в фольклоре осетин выступают: камень, колесо, чаша, яйцо. Солнце в фольклоре осетин может иметь семью: жену, детей, сестру, племянниц, племянника. Может наказать или облагодетельствовать героя.

Ф.М. Таказов в статье «Архетипы солнца в осетинской мифологии» пишет, что «именитые нарты часто сватаются к дочери Солнца, устраивают хороводные танцы солярного характера. (У осетин-дигорцев исполняли разновидность хороводного танца «симд», называемый «зæндæрæг», на вершине холма или горы во время восхода солнца. С культом Солнца был связан и другой массовый двух- или трехярусный хороводный танец «æрæфитæ» под Новый год вокруг зажженных костров)».

В плане мифологической связи с солнцем интересен сюжет нартского эпоса «симд Нартов», который разбирает Таказов: знаменитые нарты устроили на вершине горы Бештау хороводный танец симд, чтобы красавицу Акула, дочь солнца. Акула каждый день проделывает три круга по горизонту неба. Урузмаг обещает показать нартам красавицу Акула за вознаграждение. Акула жила в медной башне, висящей между небом и землей. Урузмаг начинает истязать своего коня и таким образом заставил обратить на себя внимание Акула. Вместе с Урузмагом она прибывает к тому месту, где Нарты устроили танец симд. Герои по очереди просят ее станцевать с ними, но у каждого она находит какой-то изъян. Только с Батразом, у которого она не нашла никакого изъяна, гордая красавица соглашается станцевать.

В космогонии тюркоязычных народов Северного Кавказа бог Тейри (Тэнгри) проявляет солнечные черты. Текеева пишет, что «у карачаевцев и балкарцев вместе с понятиями «солнце» (кюн) и «луна» (ай) существуют выражения: Тейри джарыгъы («свет Тейри» вместо «свет луны и солнца»); Тейри белгиси бла («заря Тейри»). Эти словосочетания отражают наиболее древние значения «неба», «небесный свет», «божий свет».

Известный археолог С.А. Плетнева пишет о амулетах, отражающих культ солнца и Тенгри (Тейри), отмечая, что одним из распространенных видов являлся круг с четырьмя прямыми лучами, «представляющий собой один из вариантов очень распространенной в древности символической фигуры огня-солнца –креста в круге». Этот древний символ огня и солнца являлся типичным мотивом в карачаево-балкарском орнаменте на войлочных коврах, головных уборах и погребальных платьях Средневековья. Известный историк права М.М. Ковалевский писал о древнейшей клятве балкарцев «Начертят круг острым концом палки на земле, затем в нем крест-накрест две линии, становятся в центр круга и произносят присягу. Это называется у них «къач».  

У черкесов один из месяцев календарного года называется «тыгъэгъаз» (декабрь, «время солнцеворота»). В одну из ночей этого месяца каждая адыгская семья отмечала «приход Саусруко», самого яркого и почитаемого героя нартского эпоса. В помещении для гостей накрывали праздничный стол для Саусруко, а в конюшне готовили сено и овёс для его коня. Случайный приход в это время в дом гостя-мужчины считался добрым предзнаменованием, символизировавшим приход сказочного богатыря.  

В Национальном музее Адыгеи есть уникальный экспонат - рубаха-оберег, принадлежавшая темиргоевскому князю Джамбулату Болотокову. Рубаха датируется серединой XIX века. Адыги такую одежду называли рубахой, предохраняющей от пуль, или «щэтемыгъафэ джан». Одна эта рубаха достойна того, чтобы снять о ней интересный сюжет в стиле "Кода да Винчи".  

Скроенная из хлопчатобумажной ткани  как туника без плечевых швов, с круглой горловиной, воротником-стойкой, рубаха с лицевой стороны и по спине почти вся покрыта древними письменами и кругами. По окружности кругов вписаны тексты и цифры.

В нескольких частях круги пересекаются. Все письмена нанесены черной и красной красками.

В области лопаток на обеих сторонах спинки изображены два круга-солнца с "лицами". Эти лики-«солнца» имеют тонкие черты и крупные «глаза», а на лбу левого изображения между его «бровями» стоит точка. Что значили эти солярные изображения — можно только догадываться, но не исключено, что магия круга и сила солнца были призваны уберечь хозяина рубахи от пули.

У табасаранцев солнце и луна находятся в оппозиции по признакам родства и пола. На основании мифов, записанных этнографами в различных селах, луна произошла от солнца, это сын и мать (Межгюль), солнце — девушка, луна — парень, это сестра и брат (Татиль), солнце — мать, луна — сын; сестра и брат (Чувек), солнце — девушка, луна — парень, друг за дружкой гонятся (Верхний Ярак).

Руслан Сефербеков, посвятивший не одной монографию политеизму в Дагестане, пишет, что «лезгины считали луну братом, солнце – сестрой, а пятна на луне — пощечиной, полученной от сестры». У лезгинов бытовали и клятвы, связанные с этими светилами: “Вазлиинди ху апIурза” (“Клянусь луной”), “Ригъ’инди ху апIурза” (“Клянусь солнцем”), “Ригъдин гьякьниинди” (“Клянусь солнцем”) (повсеместно); “Ригъар-вазари узуз йиври!” (“Пусть меня поразят солнце и луна!”) (Хив); “Ригъна ваз гъалум ишризуз!” (“Пусть не светят мне более солнце и луна!”) (Верхний Ярак).

Имелись и определенные табу, связанные с солнцем. Так, при восходе и заходе солнца нельзя было выполнять какие-либо работы, связанные с шитьем или резанием (Яргиль), повсеместно при заходе солнца не одалживали огня или чего-либо из продуктов из боязни обеднеть (в с. Чувек этот запрет не распространялся на родственников). Как и в небо (“зав”, небеса — “завар”), в солнце и луну нельзя было стрелять из ружья — это расценивалось как стрельба в Бога.

В одном из мифов, который записал Р. Сефербеков, повествуется об одном богаче, у которого всегда в доме были гости. Раздосадованный этим обстоятельством богач обратился за советом к мудрому старцу, как отвадить гостей от дома. Тот долго отговаривал богача от необдуманного шага, но в конце концов, уступив его настойчивости, посоветовал выстрелить из ружья в восходящее солнце. Богач так и поступил. И, действительно, гости перестали приходить в дом, но пропало и богатство. Озадаченный этим, он вновь обратился за разъяснениями к старцу. Тот сказал ему: “Ничего не поделаешь. Видимо, ты попал в ногу Красному быку”. В этом мифе налицо сложная опосредственная связь солнца, (Красный бык), богатства и большого количества гостей, символизирующих изобилие.

Фото солярного знака - Сергей Новиков с сайта http://elinium.livejournal.com/51939.html?thread=186083