Дайджест он-лайн дискуссии "Самур: современные проблемы и перспективы решения"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
9 апреля в онлайн-режиме на "Кавказском узле" прошла дискуссия на тему «Самур: современные проблемы и перспективы решения».
http://www.kavkaz-uzel.ru/forum/topics/3053?page=10
В дискуссии приняли участие активисты и члены лезгинских общественных организаций, а также читатели, которые попытались с различных позиций - олитической, экологической и правовой - взглянуть на проблемы заповеедного комплекса Самур. Мероприятие организовано с целью узнать из первых уст, что же происходит в долине Самура, понять, какие политические силы влияют на ситуацию, а также выяснить, как выстроить «дорожную карту» по Самуру.
Напомню, что судьба Самурского леса — одна из болевых точек современного Дагестана, тема, собирающая людей на митинги и разрывающая форумы в социальных сетях. Уникальный реликтовый лес находится на грани уничтожения.
Самурский водовод строится для водоснабжения Дербента и прилегающих населенных пунктов. Жители Магарамкентского района выступают против строительства водовода, считая, что оно негативно скажется на экологии, а Самурскому лесу в результате нерационального использования водных ресурсов будет грозить уничтожение. Министерство природных ресурсов Дагестана опасения местных жителей считает беспочвенными.
На обсуждение ставится несколько вопросов:
1. Что происходит в долине Самура? Каковы последствия – экологические, социальные, экономические - строительства артезианских скважин?
2. Что мешает разрешению ситуации? Позиция властей и позиция общественности - в чем точки расхождения?
3. Какие шаги помогут властям и общественности достичь взаимопонимания в решении проблем Самура?
4. Как найти воду для Дербента?
В обсуждении приняли участие Амиль Саркаров - помошник президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА), Низами Фетуллаев – юрист, представляет интересы жителей Самура, Альберт Эседов - Председатель ДРООНЕ "Единство", Маир Пашаев - исполнительный директор Ассоциации предпринимателей "Южный Дагестан", Руслан Магомедрагимов -активист движения "Садвал", Курбанов Руслан - председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа (РКНК).
Руслан Курбанов связал обострение проблемы Самура с подписанием в 2010 и ратифицированием в 2011 году договоров о демаркации границы между Россией и Азербайджаном. "Дагестан, который в 1999 году встал на защиту территориальной целостности Российской Федерации, в 2010 году стал свидетелем нарушения этой территориальной целостности самими же представителями государства – российскими чиновниками", - сказал он.
После подписания договора о государственной границе между Россией и Азербайджаном, - как пояснил эксперт, - 500 человек, граждан России, были просто брошены на произвол судьбы. Что касается Самура, то по словам Курбанова, согласно подписанному российским и азербайджанским президентами соглашению граница между Россией и Азербайджаном переносилась с азербайджанского берега Самура на середину реки, а контроль за самурским гидроузлом оставался в руках азербайджанской стороны.
Подробнее о том, какие именно факторы привели к уменьшению площади Самурского леса, рассказал Маир Пашаев. Так, по его данным, Азербайджан добывает воду из бассейна под Самурским лесом с 1911 года, сегодня это по разным сведениям от 500 тыс до 1,2 млн куб метров в сутки. Причем, по словам Пашаева, эти объемы никем не контролируются. "Кроме того, с гидроузла на реке Самур начиная с 1911 года забирает столько же в сутки. Если до 1957 года запасы водного бассейна под Самурским лесом кое-как восполнялись, то после водозабора с гидроузла скорее и началось катастрофическое высыхание Самурского леса, так как подземный бассейн перестал восполняться в нужном объеме. Я думаю, именно эти два фактора превалировали в катастрофическом уменьшении площади леса за последние 50 лет - в 3 раза, хотя в этот период началось переселение горных сел в район Самурского леса, соответственно, вырубка леса", - сказал Маир Пашаев.
Эседов: Не найдя ответа у властей, жители населенных пунктов Самурской долины стали бить тревогу
О позиции властей и местных жителей рассказал Альберт Эседов. Он отметил, что в 2013 году чиновники разного уровня запланировали бурение скважин для выкачки пресной воды из-под Самурского леса. "Естественно, население стало беспокоиться о дальнейшей перспективе жизни после этого. Жители населенных пунктов Самурской долины обратились сначала к реализаторам проекта. И на свое удивление получили отказ предъявить хоть какую-либо разрешительную бумагу на проведение работ. Далее естественно, жители населенных пунктов Самурской долины стали бить тревогу", - пояснил Эседов. Он продолжил, сообщив, что в последствие выяснилось, что у тех, кто затеял проект, нет документации.
Вступивший в диалог Амиль Саркаров сообщил, что жители дельты Самура смогли отстоять на первом этапе Самурский лес и подземные месторождения воды, питающие его. "Свою активность они начали проявлять летом прошлого года. Почти сразу обратились за помошью к Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. Мы, изучив ситуацию, решили провести с "самурцами" общественные слушания по самурской проблеме в Общественной палате РФ. Была достигнута договоренность, назначена дата. Вы, наверное, знаете об этом. Но о ситуации в Присамурье узнало руководство Дагестана и предложило провести слушания в самом Дагестане", - рассказал Саркаров. По его словам, ФЛНКА удалось собрать экспертную группу, в которую вошли гидрогеологи и специалисты по водохозяйственным проблемам из Росгидрогео.
"После увиденного и ознакомления с ситуацией на месте эксперты пришли к единому мнению, что проблема очень серьезная, комплексная, которая грозит перерасти в экологическую и гуманитарную катастрофу, если ее не решить. К сожалению, общнственные слушания несколько раз переносились, но в итоге их успешно провели в конце февраля. Рекомендации по их итогам также были приняты. Несмотря на то, что в них содержится однобокая информация (исходя из позиции жителей Самурской дельты и экспертной делегации ФЛНКА), но сами рекомендации весьма конструктивные. Если такой подход, который нам удалось отстоять общими усилиями жителей этого региона, общественников и экспертного сообщества, будет реализован, то можно сказать, что мы добьемся цели. Пока же нам удалось остановить водозабор", - сказал Саркаров.
Пашаев: Кому пришло в голову брать воду из под Самурского леса и куда потрачены 534,5 млн рублей?
Маир Пашаев предложил разобраться с предысторией проекта, откуда он возник и "кому пришло в голову брать воду из под Самурского леса, кто включил в программу "Юг" и куда потрачены 534,5 млн рублей".
"Я спрашивал о проекте и предыдущего мэра, а неделю назад И.Яралиева(прим. КУ мэр Дербента Имам Яралиев). Проект с 2002 года, первоначально планировал увеличить подачу воды в Дербент на 2000 тонн в сутки. В 2007 году проект представлен в правительство, в 2008 году включен в программу "Юг". За это время проект раздули в 40 раз! Видимо, кто-то увидел возможность получить под проект огромные суммы. И.Яралиев при необходимости готов предоставить копии документов. Он же сказал, что Дербенту достаточны дополнительные 20 000 тонн воды в сутки".
Альберт Эседов же пояснил, что в ходе общественных слушаний выяснилось, что проект не прошел экологической экспертизы "хотя ранее чиновники разного уровня утверждали, что все бумаги есть".
Проблема носит и международный характер, так как Самур - приграничная река и вопросы расходования ее ресурсов и послужили причиной нынешнего конфликта населения и представителей властей, которые продвигали проект, несущий угрозу экологии, высказал мнение на круглом столе Амиль Саркаров.
"Вопросы совместного водпользования Азербайджан и Россия должны решать вместе. Это по сути проблема пассивности (имеющей, кстати, весьма подозрительные причины) наших властей, не обращающих внимание на бесконтрольный водозабор со стороны Азербайджана, который нарушает и принятые нормы по экологическому сбору. Но, чтобы говорить об этом аргументированно, надо провести исследования и открыть полевой сезон для Росгидрогео", - обосновал свое мнение Саркаров.
Говоря об идее подпитывать Дербент с помощью водохранилища в районе Шурдере, строящегося между Дербентом и Сулейман-Стальским районом, которую идею озвучил полномочный представитель главы Дагестана в Южном территориальном округе Муса Велимурадов, Маир Пашаев сообщил, что это наиболее оптимальный и наименее затратный вариант. "Остается поставить очистные, подобные очистные например уже установлены в другом таком проекте Сардаркент-Даркуш, затем подвести ветку на трубопровод по данному проекту. Полпред М.Велимурадов на днях мне подтвердил, что будет отстаивать свое предложение", - добавил он.
Саркаров: Нужно в максимальной степени исключить коррупционную составляющую при проведении комплекса мероприятий, решающих водохозяйственные и экологические проблемы
Я отдаю себе отчет, что наша дискуссия имела скорее просветительские эффекты для наших читателей, но не наметила какие-то новые подходы к проблеме. Я предложила участникам обсуждения выделить сферы - экологическую, социальную, экономическую, бюрократическую и предложить три реальных ( а не фантастических) проекта, которые надо реализовать, чтобы проблему Самура если не решить, то продвинуть с мертвой точки.
Амиль Саркаров посчитал, что необходимо "в максимальной степени исключить коррупционную составляющую при проведении комплекса мероприятий, решающих водохозяйственные и экологические проблемы". Также, по словам представителя ФЛНКА, нужно провести полномаштабную экспертизу (гидрологическую, гидроегологическую, экологическую, водохозяйственную) региона и разработать эскизную схему мероприятий по водоснабжению города Дербент, сохранению Государственного природного комплекса «Самурский лес» и обеспечению населенных пунктов Магарамкентского района водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения с учетом экологических требований на долгосрочную перспективу (25-30 лет) (написано выше). "Использовать местные трудовые ресурсы при воплощении этих мероприятий. Регион трудоизбыточен, ощущается острая нехватка рабочих мест", - считает эксперт.
Маир Пашаев в заключении озвучил необходимость проведения правовой и экономической экспертизы, а также "разобраться, кто виноват и куда потрачены 534,5 млн рублей".
Альберт Эседов, выделил три главных фактора, реализация которых необходима для решения проблемы: это реальный контроль водозабора Азербайджана и РФ, реальный расчет необходимого количества воды для питься и полива, а также реальный проект водоснабжения. При этом, по мнению эксперта, необходимо вести учитывать экологические последствия проекта.