Шубный шик. Как это было в старину
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Зимний гардероб – всегда предмет наших забот и волнений. Он должен быть практичным, теплым, желательно, конечно, почти невесомым. И, конечно, – мы хотим следовать актуальным трендам. А что носили зимой на Северном Кавказе 100-150 лет назад?
О том, что три кита гардероба горцев – черкеска, папаха/башлык и бешмет, знают почти все, но то, что must have для мужчин ветреной холодной зимой и даже летом в горах – это теплая, уютная шуба, известно только этнографам. В этом посте – о шубах на Северном Кавказе..
Шуба на Северном Кавказе – не обязательно только зимняя одежда, ее носили на горных пастбищах и летом. В горах без шубы было вообще не обойтись, здесь ее носили даже женщины (но не девушки). В горах шуба могла служить подушкой, одеялом и матрасом. Закутавшись в теплую шубу, вечером старики могли часами сидеть на лавочках возле своего дома или на сельских годеканах. Удобна и целебна шуба была и для детей – под ее теплым мехом дети быстрее и легче засыпали.
Значение шубы хорошо передается в чеченском языке, где понятие «одежда» передается не только термином бедар, но и выражением куй-кетар (букв. «шапка—шуба»). Лезгинская пословица гласит: «Кто хочет сохранить себе долгую жизнь в горах, пусть не расстается с шубой и кислым молоком» («Дагъда к1урт, чапдин дарман я, къатухни — руфунин»).
На всем Северном Кавказе, кроме Карачая и Балкарии, шубы шили мужчины. Шубы на Кавказе шили из овчины, на каждую уходило 6-10 шкур взрослых овец, до 30 шкурок ягнят в Карачае и Балкарии. Зимой шубу надевали поверх бешмета, а иногда и черкески. В Балкарии, Карачае, Дагестане ежегодно шили очень много шуб. Состоятельные мужчины обновляли свой шубный гардероб ежегодно. А бедные крестьяне носили ее, что называется, до дыр.
Овчина, выделенная местными скорняками (белая), плохо переносила сырость, поэтому во время дождя шубу выворачивали мехом наружу. Шубы, крытые тканью, были прочнее, но и дороже.
Е.Н. Студенецкая, советский этнограф, автор книги «Одежда народов Северного Кавказа 18-20 вв.» М., 1983, выделяет три основных типа шубы.
Рисунок из книги Е.Н. Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа 18-20 вв.".
«Первый тип - прямая или слегка приталенная неотрезная шуба из овчины, распашная, с длинными рукавами, открытой грудью; вокруг ворота и по борту до пояса обшита полоской овчины. Такую шубу часто носили нараспашку, без пояса, не на черкеску, а на бешмет. Как правило, она была нагольная (сшитая мехом внутрь),белая. В очень редких случаях у зажиточного старика можно было видеть ее покрытой домотканым сукном или покупной тканью. Бытовала более всего у осетин, карачаевцев, балкарцев. Это наиболее ранний тип шубы, и в конце XIX — начале XX в. ее носили в селениях и на кошах только пожилые люди. По рассказам информаторов, такого же покроя шубы делали раньше из волчьего меха». В Карачае и Балкарии шубы такого типа носили представители духовного сословия, по всей длине такая шуба стала покрываться дорогими восточными шелковыми одноцветными тканями, как правило, спокойных теплых тонов. На это шли и добротные шерстяные ткани».
К этому же типу можно отнести шубу «кавал» у лезгин — длинную, почти до земли шубу, без всяких застежек, с большим откидным воротником типа шальки, с ложными рукавами, очень широкими в пройме, суживающимися и совершенно зашитыми на концах, надевалась внакидку. Рукава в этой шубе не имеют никакого практического значения. Когда шубу надевали, рукава болтались по бокам, иногда в них засовывали локти.
Лезгин в овчинной шубе "кавал".с. Койсун.Магарамкентский район. Дагестан. Фото из книги С. Агаришиновой.
Сария Агаширинова, исследователь материальной культуры лезгин 18-19 вв., считает, что сначала эти рукава выполняли свою традиционную функцию, но потом, чтобы утеплить шубу и максимально приспособить ее к условиям суровых горных зим, лезгинские мастера удлинили рукава и сузили их книзу, а затем и вообще стали наглухо зашивать их концы. Респонденты в 1960- х гг. говорили, что раньше рукава использовали для хранения мелких предметов: мундштука, трубочки, ключей, складного ножа, «кисе» — мешочка для табака и т. п.
Лучшие шкуры шли на воротник и переднюю часть шубы кавал, короткошерстные — на рукава и спинку. Незадолго до революции 1917 г. лезгины платили за шитье шубы скорнякам 1,5-3 руб.
«Шуба второго типа, - пишет Е. Студенецкая, - имевшая большее распространение, по покрою напоминала бешмет или черкеску. Спереди у пояса была застежка. Ворот и часть борта до застежки обшиты полоской овчины. При шитье шубы стремились экономить материал. Овчина — не сукно, и порой приходилось составлять один клин из нескольких кусков. На верхнюю часть шубы и рукава брали шкуры взрослых баранов — более теплые. Нижнюю часть делали обычно из шкурок молодых барашков, чтобы шуба была легче и хорошо лежали фалды боковых клиньев ниже пояса. Для шубы требовалось несколько бараньих шкур. Шубу этого типа надевали на каптал или на черкеску. В шубе такого покроя было удобно ездить верхом».
В Карачае и Балкарии шубы второго типа называются «бичим тон». Эта слегка приталенная шуба застегивалась на несколько пуговиц и петель, аналогичных тем, что были на бешмете и черкеске. Качество пуговиц часто демонстрировало социальное положение хозяина изделия
С начала XX в. она постепенно заменяется шубой, отрезной по талии, сзади и на боках присборенной, иногда с застежкой от шеи до пояса, напоминавшей русский полушубок. Шубы вышеописанных типов носили и в селении, и на кошах.
Шуба третьего типа - крытая, отрезная по талии, двубортная, с закрытой грудью и невысоким стоячим воротником из мерлушки курпей. Полосой из мерлушки иногда окаймляли низ рукавов, а порой и борта до пояса. Такая шуба могла застегиваться на любую сторону (слева направо или наоборот) и в нижней части имела глубокий запах. Покрой этой шубы был явно заимствован, возможно, с кавалерийского полушубка. Ее называли «зелимханка». Шубы третьего типа раньше всего появились, по-видимому, в Адыгее, плоскостной Чечне, а в горных районах — Карачае, Балкарии, Осетии и других — начали распространяться лишь в 1920-х годах".