Улица-спорт-джамааты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В предыдущих постах я писала об уличных компаниях, дворовых лидерах и о разборках «двор на двор»..

Противовесом влияния улицы, как считали родители, могли служить занятия спортом. В целом такое представление типично для Кавказа. Мальчиков здесь скорее поведут в секцию борьбы, чем на занятия скрипкой или бальными танцами. Занятия спортом формируют те качества, которые традиционно на Кавказе считаются мужскими, а между спортом и мужественностью есть явная ассоциативная связь.

 

Спортсмены считаются элитной группой, причем и взрослыми, и лидерами уличных компаний. «Если ты занимался боевым спортом, это поднимало твой авторитет на твоем районе. Значит ты хорошо умел драться и автоматически становился «своим»”. (Замир, Нальчик).

«Многие записывались в спорт именно из-за того, что там тебя принимали как своего чуть ли не сразу. Т.е. тебе не особо надо было доказывать что-либо. Одно то, что ты записался на тренировку и регулярно ходишь уже ставило тебя на уровень с теми, кто там был ранее». (Замир, Нальчик).

Регулярные тренировки, как считают родители, прежде всего отцы, закаляют характер, дисциплинируют, приучают ребенка распределять свое время и, самое главное, изолируют от дурного влияния улицы.

Андзор: Мужчина обязан уметь постоять за себя, потому что единоборства развивают мужской дух, потому что это социальное развитие, потому что это гармоничное физическое развитие и пр. Даже если в РФ запретят и пропишут в УК соответствующую статью - я бы отдал своего сына (если бы он у меня был) тренироваться.

Оксана: В каждом населенном пункте, в каждой школе должны быть пара спортивных секций для мальчиков и девочек - на выбор. Совершенно бесплатно, более того, они должны быть обязательными! Потому что это занимает ребенка, у него появляется какая- то цель. Занятия спортом учат ребенка постоять за себя.

Юра: Мой сын уже 9 лет занимается карате, о чём ни он,ни я не жалеем. Был бы у меня ещё сын, отдал бы и его на карате или дзюдо. Считаю, что мужчина должен заниматься спортом,через спортивный дух многие вызовы жизни преодолеваются легче. И это тот случай,когда форма влияет на содержание.

Марат: Борьба мягко развивает ребенка и готовит к жизни, тут делается психологический акцент на преодоление себя, ударные техники, конечно, тоже дают такой результат, но борьба менее травмоопасна. плюс физическое развитие, что немаловажно.

Отцы с удовольствием сопровождают ребенка в спортзал, присутствуют на соревнованиях и проявляют стабильный интерес к успехам сына в спортивных секциях.

На Северном Кавказе почти во всех районных центрах, а в Дагестане ― почти в каждом селе можно найти секции борьбы или единоборств.

Иланд: В Адыгее труднее найти мужчину, который хотя бы 1,2 года, не занимался борьбой, или боксом (гораздо в меньшей степени) или другим видом спорта, особенно поколение 1979 года рождения и старше вплоть до 1960х.

Абдулла: В Дагестане в каждом ауле, даже при ветхой школе обязательно есть минимум - секция борьбы, а при хорошем финансировании - весь перечень единоборств. Я бы отдал бы в такие секции не только сына, но и дочку(до определенного возраста). Умение постоять за себя и ближнего - это естественно для кавказца.

На Кавказе почти каждый мужчина прошел через татами или борцовский ковер ― это что-то сродни инициации или тому моменту, когда мальчик впервые садился на коня, а затем приручал его.

Со временем число ребят, занимающихся борьбой, уменьшается ― происходит естественный отсев, остаются лишь те, кто замотивирован на профессиональный результат и спортивную карьеру. В процессе занятий спортом складываются спортивные группы. Они, как и уличные компании, имеют свой центр и свои периферии.

Когда у члена спортивной группировки была проблема, то за него были обязаны пойти все. И это часто помогало, т.к. во дворе ты обычно был в окружении своих сверстников, а на секцию ходили куда более старшие и более авторитетные пацаны, которые за тебя, как за их согруппника спортсмена, ходили на разборки как за младшего брата и соответственно аргументы у них были куда серьезнее, чем у другой неспортивной стороны”. (Замир, Нальчик).

Уличные компании и спортивные группы часто действуют на одном поле ― живут рядом, но, как пишут некоторые профессиональные исследователи вопроса, «не составляют параллельных структур».

Иногда случаются конфликты, в которых участвуют и уличные компании, и спортсмены. Несколько лет назад в Дагестане случилась массовая драка драка между молодежью сел Герга (даргинцы) и Утамыш (кумыки): в ходе турнира по вольной борьбе некоторые участники и зрители высказали недовольство решением судьи, произошла ссора, которая переросла в драку.

Как видим, иногда границы между улицей и спортивной секцией становятся прозрачными, более того ― они размываются. Участвуя в массовых драках, спортсмены используют методы улицы в случае, когда кто-то преступал их территорию, принося с собой практики насилия. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. ландшафт изменился, и антитеза «улица ― спорт» уже перестала выглядеть так прямолинейно; появились новые действующие лица ― «молящиеся», или джамааты. Со временем спортсмены стали их членами, и у джамаатов появились свои спортивные сообщества....

Моя собеседница из Нальчика рассказала: «В период конца 90-х, когда многие молодые люди начинали молиться, у мусульманской молодежи были уже лидеры, такие, как Къабзи, например. Кто-то молился, кто -то уходил в спорт, кто-то совмещал и то, и другое..В то время как раз МВД было нацелено на подавление криминала, фактически выживало всех, а спортивная молодежь крепла..

И настал момент, когда спортсмены стали противостоять любому криминалу.

Когда их вызывали на "разборки", им было все равно, кто есть кто.У них уже не было авторитетов, они просто дрались с тем, кто пытался их задеть и ничего не боялись.. Криминальный мир сходил на нет, и в итоге его фактически не стало..Но на смену криминалу пришло кое-что похлеще — сотрудники правоохранительных органов, которые использовали неправовые методы. Они сами стали частью криминального мира и заменили его. А потом еще и спортивно - мусульманская молодежь окрепла и стала им противостоять. И понеслось...Пришли к тому,что сейчас имеем...”.