Хлебные куклы и обрядовый хлеб у народов Дагестана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 

 

Пожалуй, этнография питания народов Северного Кавказа является одной из изученных областей знания — в СССР исследователи много работали над изучением систем питания у разных народов, детально описывали обрядовые функции тех или иных блюд и пищевой этикет. Казалось бы, хлеб и хлебные изделия являются абсолютно исследованным полем и ничего нового уже не найти. Народы Кавказа относились к хлебу предельно трепетно, крошки хлеба никогда не выбрасывали, у некоторых народов хлеб было принято ломать руками, но не разрезать — прикосновение к хлебу ножом считалось кощунственным... Есть еще одна ипостась темы хлеба и хлебной культуры — обрядовые фигурные хлеба и хлебные куклы. Особенно эта тема распространена в Дагестане. Руслан Сефербеков, ученый из Махачкалы, посвятил этой теме несколько статей и главу в своей книге «Пантеон языческих божеств народов Дагестана».

Фигурные обрядовые хлеба выпекали на некоторые календарные и религиозные праздники - праздник весны и первой борозды, Ураза-байрам и Курбан-байрам, на свадьбы и по случаю процедуры обрезания ("суннат").

Хлеб выпекался в зооморфной форме — пекли лошадей, быков, баранов, зайцев, куропаток, голубей, петухов, куриц, гусей; в антропоморфной форме — т.е. в форме человека и в виде хлебов-баранок. В тесто обрядовых антропоморфных хлебов втыкали яйца, грецкие орехи, изюм, а вместо "глаз" и "рта" - абрикосовые косточки, черные бобы. В таком виде их запекали в хлебной печи.

Хлеба антропоморфной формы назывались у разных народов Дагестана на их языках куклами (у аварцев, андийцев, даргинцев, лезгин), у лакцев они назывались "девочка", "девушка".

Подробную информацию о хлебных куклах и баранках у жителей селения Харбук приводят Х.А. Юсупов и М.А. Муталимов:

«На праздник первой борозды Къел агъни харбукские женщины выпекали обрядовую «Куклу борозды» – Къелла няча в виде девушки в натуральную величину.

Все части тела куклы пекли отдельно, а потом их соединяли при помощи палочек. Глаза куклы делались из серебряных монет, а зубы – из фасоли. Груди украшались яйцами.

Вместе с куклой пекли и баранки – хIурегари. Их также вешали на рога быков. Перед началом проведения ритуальной борозды одну большую баранку скатывали с горки. Ее ловили дети и делили между собой. Победитель мужских состязаний в беге получал в качестве приза наиболее почетную часть «тела» хлебной куклы – голову. Его награждали и почетным титулом – «Нячала бекI асибил» («Взявший голову куклы»). Призами для победивших в соревнованиях девушек были маленькие куклы из хлеба».

Такими хлебными куклами вплоть до 1940-х гг. награждали и женщин из селения Цудахар. В куклу втыкали яйцо, орехи, а вместо глаз – фасолинки. В послевоенное время их стали вручать и девочкам – победительницам в беге, которых также стали привлекать к участию в празднике первой борозды.

В повседневной жизни, вне праздника, хлебные куклы дарили только девочкам, что подчеркивает женский облик персонифицируемого божества и суть - воспроизводство.

Хлебные баранки представляли собой хлеба кольцеобразной формы большого размера, в который, прежде чем запечь в хлебной печи, втыкали несколько сырых яиц, орехи, горох. Им награждали победителей соревнований, а также надевали на шею быкам, при помощи которых проводили борозду, и лошади первой пришедшей на скачках к финишу. Эту же баранку надевали на шею лошади, первой пришедшей к финишу на скачках. Ее же надевали на правый рог быка, при помощи которого проводили первую борозду.

 

Самые большие пироги и баранки изготовлял проводивший первую борозду «старший пахарь». «Размеры пирога и разнообразие его начинки были делом престижа не только самого «старшего пахаря», но и общества в целом. Например, в с. Хаджалмахи в пирог диаметром до 1 метра и высотой 0,5 м клали сотни яиц, мясо, курдюк, колбасу, изюм и прочее. Такой пирог видел здесь в 1901 г. И.И. Пантюхов, который писал: «Как приз, более зажиточными приготовляется громадный, диаметром в аршин, начиненный мясом, жиром, изюмом пирог».

Зооморфные хлебцы (чаще всего -в виде куропатки ) дарили детям, приходившим в гости на праздник. У кайтагцев фигурные хлеба в виде куропатки с запеченными внутри яйцами и смазанные снаружи яичным желтком, были гостевыми и праздничными хлебами. Пекли еще и фигурные хлеба треугольной формы из кукурузной муки. На них указательным пальцем наносили разнообразные узоры и знаки (птицу, кисть руки, человеческую фигуру и т.д.). Для детей пекли и маленькие хлебцы хунжри с вдавленными или налитыми в центр яйцами.

Хлебные куклы и зооморфные хлебцы у аварцев-андалальцев, лакцев, дагестанских азербайджанцев посылались и в числе подношений во время свадебного дарообмена жениха и невесты. Все виды хлебов дарили и мальчикам, подвергшимся обряду обрезания "суннат".

По мнению Руслана Сефербекова зооморфные и антропоморфные хлеба являются персонификациями аграрных божеств и божеств домашнего изобилия и благополучия. Поедание этих хлебов можно расценивать и как своеобразную теофагию. Некоторые хлеба имеют довольно прозрачную семантику женского и мужского начала и также связаны с плодородием.

Даргинцы пекли ритуальные хлеба и других форм: «иногда с начинкой, иногда украшенные яйцами. Для мальчиков пекли хлеб треугольной формы, для девочек в виде человеческой фигуры. Вместо глаз эта кукла имела вареные яйца в скорлупе. Иногда пекли хлеб в виде лошадки. На эти хлебцы накладывали халвуи другие сладости и давали детям. Пекли для детей и хлебцы в виде куропатки с яйцами, запеченными внутри и смазанные снаружи яйцом».

У ряда народов Дагестана (даргинцы, табасаранцы, рутульцы и др.) в прошлом существовала игра «подбросить пирог». Хлебные куклы использовались у ахвахцев Цунта-Ахваха и кумыков в обряде вызывания дождя, а у даргинцев некоторых сел – в игре «подбросить пирог». В даргинских селениях Кассагумахи и Карбучимахи соседям подбрасывали не пирог, а огромную куклу, испеченную из муки.

 

Хлебные куклы, а также тряпичные куклы употреблялись у ряда дагестанских народов в детских и женских обрядах и обрядах народной медицины для символического насылания или «обмана» болезни. В этих обрядах куклы олицетворяли саму болезнь либо символически замещали людей.

 

 

Так выглядели хлебные куклы в Дагестане.

 

Фото предоставлены Русланом Сефербековым