"Считать желательным самое широкое развитие женских сельхозартелей…». Как женщин привлекали к коллективному труду в 1920-е годы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Раскрепощение горянки как комплекс мер, направленных на изменение ее публичного и социального статуса, предполагало и ее «экономическое раскрепощение».


В 1922 году на 3-я беспартийной конференции горянок Владикавказского округа была принята резолюция о мерах к развитию «кооперативных объединений с непременным участием женщин в членстве и правлениях. Считать обязательным вхождение женщин в приходские сельхозкомы, считать желательным самое широкое развитие женских сельхозартелей…»

С середины 1920-х гг. целенаправленно и системно женщин стали привлекать к общественному труду в промышленности и сельском хозяйстве. Первыми экономическими формами объединений женщин стали женские артели и мастерские. Создать их было в целом несложно - каждая горянка умела ткать, шить, вышивать, валять бурки, обращаться с войлоком, а некоторые изделия горских женщин вообще можно оценивать как произведения искусства.

Валяние бурки у одного из домов в ауле Атлескировский. 1926. Кабардино-Балкария.

Забегая вперед, скажу, что ковровщицы из Дагестана готовили ковры для Всемирной выставки кустарно-промысловых изделий в Париже в 1937 году и Всемирной сельскохозяйственной выставки в Москве.
Уже в первой половине 1920-х гг. в окружных центрах работало несколько женских прядильно-ткацких, бурочных, войлочных, ковровых артелей. В Дагестане даже привлекали женщин к работе в рыболовецких артелях, а их было в 1920-е гг. 7 и в каждой работало 30 женщин.

Первые женские артели организовывались на дому. На фото - разбивка шерсти лучком и переборка в а. Атлескировском. 1926. Кабардино-Балкария. 

Позже к стали работать чулочные, пошивочные, сапожные, мыловаренные артели. Постепенно в мастерских появлялись машины, и мастерские становились мастерскими-школами.

Работницы колхоза имени Асанова за очисткой шерсти для бурок чабанам колхоза. 1938. Черкесская АО. 

Интересен контингент женщин, которые набирались в артели - далеко не каждый мужчина в 1920-х соглашался с тем, что его жена будет работать вне дома. Поэтому сначала в артели шли только девушки и вдовы, но затем к ним стали присоединяться и замужние женщины, мужья которых не противились тому, что женщина проводила несколько часов вне своего дома. С 1926 по 1928 год число женских мастерских на Северном Кавказе увеличилось с 47 до 74, а число работающих в них женщин с 870 до 1576.

Женщин стали привлекать и к общественному труду в коллективном сельском хозяйстве. В традиции некоторых народов и сословий участие женщины в коллективных полевых работах считалось чуть ли не зазорным. В 1926-1927 гг. при Крестьянских Комитетах Общественной Взаимопомощи стали создаваться женские секции. При кооперировании горянок использовались самые разные формы работы - от организации традиционной взаимопомощи при пахоте, прополке, уборке урожая до создания производственных товариществ.

Сначала такие товарищества возглавлялись вдовами и разведенными женщинами, редко - девушками.

И хотя государство старалось помочь сельхозартелям - отвести удобные земли, вспахать землю, предоставить ссуды - такие артели росли медленно. Артели стали создавать по отраслям - молочные, огороднические, садоводческие, птицеводческие.
Посещение торговых лавок тоже стало для кавказских женщин новой традицией. Посещение базаров женщинами было не принято. Исключение составляли, пожалуй, женщины Карачая. Ведь в лавке женщина иди девушка сталкивалась с посторонними мужчинами, тем более и представить невозможно, чтобы женщина продавала мужчинам товары или участвовала с ними в собраниях кооператива.

Для того, чтобы понять, что это действительно была новация, например, для кабардинок, достаточно почитать  публициста Басията Шаханова (1914г.), отмечавшего специфику поведенческих матриц женщин Кабарды: «У нас другие люди и другие взгляды. Вот вы возьмите хотя бы такое явление: у многих народностей Кавказа обычным явлением считается участие девушек в торговле на базарах и других внедомашних работах. У нас этого нет…».
В одном из аулов рассказывали, что после того, как недавно вышедшая замуж женщина столкнулась в лавке со своим свекром, местным исполкомом было принято решение выделить для женщин отдельные лавки или специальные утренние часы, в течение которых их обслуживали.