Чему учили женщин в клубах горянок в 1920-е гг.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
- О чем говорили с девушками и женщинами в клубах горянок? Чему учили?
- Кроме обучения грамоте и регулярных чтений вслух газет, с женщинами устраивали специальные беседы. Первый по значимости блок был связан с темой традиционной медицины и ухода за ребенком. Женщин призывали обращаться за консультациями не к местным знахарям, а к профессиональным докторам. В 1920-х гг. в национальных автономиях Северного Кавказа быстро росло число фельдшерских пунктов, больниц, в том числе и женских консультаций. Однако женщины стеснялись обращаться за помощью — горянки считали неприличным лечиться у врача-мужчины.
- В клубах горянок с женщинами работали и учительницы. На фото -учительница из села Дженгутай (справа) с жительницей села. Дагестан. 1920-1930-е гг. Фотохроника ТАСС.
- В 1920-е гг. Народный комиссариат здравоохранения направил на Северный Кавказ целый десант русских медицинских работников-женщин. Но и у них возникали свои трудности: русские врачи и фельдшеры не знали местных языков, а горянки редко понимали по-русски. Приходилось работать с переводчиками, которыми чаще всего были мужчины, стеснявшие своим присутствием пациенток. Распространилась такая форма коммуникации врача и пациентки, как косвенные советы, т.е. советы, которые давались женщине мужчиной-врачом не напрямую, а через женщину-родственницу.
- В кружках женщин приучали и к новой пище. В тех горных районах, где в рационе преобладала мучная и молочная пища (Карачай и Балкария) женщин призывали вводить в рацион семьи овощи и овощные супы. Именно в таких кружках горянка впервые научилась готовить украинский борщ, попробовала отварной картофель и узнала, что такое кисель.
- Отдельная история — открытие женских бань в аулах и селах. Они вызывали особую настороженность — обычно все, что связано с личной гигиеной и культурой телесных практик на Северном Кавказе было закрытой сферой. Традиционно речки в аулах были разделены на отдельные территории для купания мужчин и женщин. Пойти в баню в 1920-е гг. на виду у односельчан было грубым нарушением традиции — такой поход словно обнажал сферу Женского и срывал с женщины покровы таинственности. Кстати, мужчины часто срывали такие мероприятия, как открытие женских бань.
- Нередко для строительства женских клубов людей принуждали разбирать здания мечетей. Такое строительство вызывало только неприятие.
Активистка женского движения в КБАО Галина Роменская в своих воспоминаниях пишет о подробностях строительства клуба горянок в селе Алтуд: «На клуб стройматериала не было, пришлось поставить вопрос перед общим собранием – закрыть мечеть и разобрать для использования лесоматериала на отделку клуба. Собрание одобрило и постановило закрыть мечеть и разобрать». Однако наутро разобранные стены мечети были вновь кем-то сложены. Говорили, что это делали те же женщины, которые днем помогали разбирать мечеть. Это повторялось несколько раз, после чего как-то «ночью все было залито керосином и сожжено».