Чему учили женщин в клубах горянок в 1920-е гг.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 О чем говорили с девушками и женщинами в клубах горянок? Чему учили?
Кроме обучения грамоте и регулярных чтений вслух газет, с женщинами устраивали специальные беседы. Первый по значимости блок был связан с темой традиционной медицины и ухода за ребенком. Женщин призывали обращаться за консультациями не к местным знахарям, а к профессиональным докторам. В 1920-х гг. в национальных автономиях Северного Кавказа быстро росло число фельдшерских пунктов, больниц, в том числе и женских консультаций. Однако женщины стеснялись обращаться за помощью — горянки считали неприличным лечиться у врача-мужчины.
В клубах горянок с женщинами работали и учительницы. На фото -учительница из села Дженгутай (справа) с жительницей села. Дагестан. 1920-1930-е гг. Фотохроника ТАСС.
В 1920-е гг. Народный комиссариат здравоохранения направил на Северный Кавказ целый десант русских медицинских работников-женщин. Но и у них возникали свои трудности: русские врачи и фельдшеры не знали местных языков, а горянки редко понимали по-русски. Приходилось работать с переводчиками, которыми чаще всего были мужчины, стеснявшие своим присутствием пациенток. Распространилась такая форма коммуникации врача и пациентки, как косвенные советы, т.е. советы, которые давались женщине мужчиной-врачом не напрямую, а через женщину-родственницу.
В кружках женщин приучали и к новой пище. В тех горных районах, где в рационе преобладала мучная и молочная пища (Карачай и Балкария) женщин призывали вводить в рацион семьи овощи и овощные супы. Именно в таких кружках горянка впервые научилась готовить украинский борщ, попробовала отварной картофель и узнала, что такое кисель.
Отдельная история — открытие женских бань в аулах и селах. Они вызывали особую настороженность — обычно все, что связано с личной гигиеной и культурой телесных практик на Северном Кавказе было закрытой сферой. Традиционно речки в аулах были разделены на отдельные территории для купания мужчин и женщин. Пойти в баню в 1920-е гг. на виду у односельчан было грубым нарушением традиции — такой поход словно обнажал сферу Женского и срывал с женщины покровы таинственности. Кстати, мужчины часто срывали такие мероприятия, как открытие женских бань.
Нередко для строительства женских клубов людей принуждали разбирать здания мечетей. Такое строительство вызывало только неприятие.

Активистка женского движения в КБАО Галина Роменская в своих воспоминаниях пишет о подробностях строительства клуба горянок в селе Алтуд: «На клуб стройматериала не было, пришлось поставить вопрос перед общим собранием – закрыть мечеть и разобрать для использования лесоматериала на отделку клуба. Собрание одобрило и постановило закрыть мечеть и разобрать». Однако наутро разобранные стены мечети были вновь кем-то сложены. Говорили, что это делали те же женщины, которые днем помогали разбирать мечеть. Это повторялось несколько раз, после чего как-то «ночью все было залито керосином и сожжено».