"Процедура была абсолютно рутинная. Как справку в ЖЭКе получить". Регистрация брака в ЗАГСе - что было, что стало

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Немногие знают, что государственная регистрация брака на Кавказе, введенная в 1918 году, приживалась с трудом. Молодожены 1920-х гг. в ЗАГС, и в сельсовет не торопились, а некоторые так до них и не дошли. У моей собеседницы Аксаны из Нальчика дедушка и бабушка, дожившие до 94 и 92 лет, так свой брак в ЗАГСе и не зарегистрировали.

Некоторые пары приходят в ЗАГС оформить свои отношения, прожив уже долгую совместную жизнь. 

Напомню, что единственно законной формой оформления брака советское государство признавало гражданский, зарегистрированный в сельских исполкомах (Гражданский кодекс РСФСР 1918 г.,; Закон о браке, семье и опеке 1926 года).

Но заключение брака на Кавказе не всегда сопровождалось его регистрацией в ЗАГСе вплоть до 1960-х гг. Это объяснялось свадебным скрыванием жениха и невесты, для которых считалось неприличным отправиться вдвоем оформить брак. В 1920-е гг. принято было регистрировать брак у муллы (эфенди) — это процедура называется «никах», «начех», "нэчыхь" и была достаточной для легитимизации молодой семьи в глазах родных и социума.

Государственные браки регистрировались спустя много времени, даже через несколько лет после свадьбы и часто не у себя в селении. Муж и жена, уже прожившие несколько лет, ехали для этого в город, чтобы не попасться на глаза родственникам и односельчанам. Молодожены, следуя обычаям избегания, вообще стеснялись регистрировать брак — появление вдвоем на публике считалось неприличным.

 

Эльвира (Майкоп) вспоминает о своих родителях: «Дело не в ЗАГСе,а в том,что не принято было супругам показываться вместе и тем более рядом среди людей.Мои родители зарегистрировали брак с рождением первого ребенка из-за документов и свидетельства о рождении ребенка.Я помню,что родители долгое время, даже при бабушке не встречались вместе.Если в комнате с бабушкой была мама, не заходил отец и наоборот. Потом,когда подросли, мы бабушка сама исключила этот обычай из семейных традиций».

Внедрить советские принципы регистрации брака было непросто, это стало очередным фронтом борьбы, каких в 1920-е годы было и так немало. ЗАГСы или сотрудники сельских исполкомов регистрировали браки на дому, разрешали поочередную и заочную регистрацию новобрачных.

 

По всему Северному Кавказу уже в 1924 году было предложено «выработать понудительные меры заявки сельисполкому о родившихся и умерших не позднее трех дней после рождения и смерти». В рекомендациях совещаний на местах предписывалось воспрещать сельским муллам под страхом ответственности производить религиозные обряды до регистрации в сельисполкоме», «а в отношении явно уклоняющихся от регистрации вынести постановления о наложении на них штрафа, в административном порядке в первый раз, а в случае повторения – дела направлять в суд».

Однако запись актов гражданского состояния продолжала оставаться проблемой. Тогда к делу подключали и местные суды - так, например, 8 марта 1929 года в КБАО было вынесено решение о поручении облсуду в недельный срок разработать проект постановления «об обязательной регистрации всех браков в сельских ЗАГСах».

Есть статистика, по которой к 1939 году регистрируемость браков у большинства народов региона увеличилась в полтора раза по сравнению с 1926 г. У ногайцев, кабардинцев, балкарцев она достигала самых высоких показателей в регионе. В городах регистрировали браки чаще, чем в селах - в 1940 г. в Северной Осетии регистрируемость браков была в 2,5 раза выше, чем в селе, а в Чечено-Ингушетии - в 6 раз выше, чем в селе.

В середине 1944 г. фактический брак перестал приравниваться к зарегистрированному и порождать права и обязанности, предусмотренные республиканскими кодексами о браке, семье и опеке. Тогда многие браки стали регистрироваться. В Северной Осетии в 1960 г. было зарегистрировано вчетверо, а в Чечено-Ингушетии - в восемь раз больше браков, чем в 1939 г.

В 1960-е гг. большая часть браков уже не регистрировалась у духовных лиц, но некоторые продолжали оформлять отношения и у муллы, и в ЗАГСе. В некоторых черкесских, абазинских, ногайских селениях от термина "начех" остался только сам термин, которым обозначали демонстрацию за свадебным столом свидетельства о гражданской регистрации брака.

В 1960-е гг. регистрацию в ЗАГСе пытались сделать компонентом свадебной обрядности. Регистрация начала рассматриваться не только как формальный акт, а как один из компонентов свадьбы, и подавляющее большинство браков стало регистрироваться не после, а до или во время свадьбы.

В начале 1960-х гг. вводились торжественные регистрации браков во дворце бракосочетаний, клубе или сельсовете с участием депутата местного совета или другого уважаемого лица. В автономиях Северного Кавказа большинство браков регистрировалось в торжественной обстановке. Кто не помнит фильмы, где тетеньки в пышно взбитых шиньонах с лентами через плечо «объявляли таких-то мужем и женой»?

 

Сегодня в разных регионах Кавказа отношение к регистрации в ЗАГСе различное — в Адыгее, КБР и КЧР (среди абазин и черкесов) она обычно вплетается в процесс свадьбы. Все чаще практикуют выездную регистрацию, которая проходит во время свадебного застолья. 

Анзор, Черкесск: "В прошлом нэчых имел сугубо юридическое значение и в большинстве случаев этому акту не придавалось какого-то духовного значения. Такое положение объясняется невысокой религиозностью, с одной стороны, и отсутствием других возможностей юридического закрепления брака. Зачастую, в селе, кроме муллы, больше не было никого, кто бы письменно способен был составить документ. Учитывая, что между семьями в результате брака их детей возникали серьёзные имущественные отношения, то именно юридическая сторона вопроса имела значение, а не сакральные. Сегодня все нормальные люди регистрируют брак в уполномоченном органе. Отсутствие законной регистрации даже при наличии начыхь воспринимается всеми адекватно - как отсутствие законных брачных отношений".

 

 

Аксана, Нальчик: «В Кабарде регистрация брака в ЗАГСе является обязательным атрибутом брака. Редко кто живет в гражданском браке, считая основанием лишь религиозную регистрацию. разве что кто из "новых" мусульман? До недавнего времени эфенди только присутствовал на заключении так называемого "адыгэ нэчыхь" (сейчас он еще и "свидетельство о браке" выдает). У кабардинцев сами молодожены не участвуют при совершении обряда, только их представители».

Борис, журналист, Черкесск: «Карачаевцами ЗАГС не воспринимается как нечто обязательное и срочное. Свадьба и некях уже достаточное условие в обыденном сознании, а ЗАГС всего лишь бюрократическая процедура. Примерно так... Это в большинстве случаев».

В Северной Осетии и на восточном Кавказе — в Дагестане, Чечне, Ингушетии - браки в ЗАГСе регистрируют обычно незадолго до рождения ребенка. 

Махач, востоковед, Махачкала: «Мой друг зарегистрировал брак за неделю до рождения ребенка... это очень распространенная практика».

Мага, Владикавказ: «Почему мы с женой сразу не пошли в ЗАГС? Не знаю, как-то сразу не принято у нас, хотя сейчас тенденции другие тоже имеют место в осетинском обществе. Нам прочитали никах, и все. Мы уехали в Москву и спустя 1,5 кажется года, перед рождением ребенка здесь же и сделали ЗАГС, причем процедура была абсолютно не праздничная, а рутинная, как если бы получал справку в каком-нибудь ЖЭКе.»

Мадина, журналист, чеченка, живущая в Москве рассказала, что чеченцы браки регистрируют в ЗАГСе, чтобы дети носили фамилию отца. Обычно сразу после рождения ребенка.