О свадебном скрывании невесты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Свадебное скрывание касалось не только жениха, но и невесты. Невеста со времени брачного сговора почти не показывалась за пределами родительского дома, она переставала бывать на людях.
У ингушей девушка-невеста в родительском доме избегает встречи с отцом, старшими братьями. Она не должна подавать виду, что сватовство, хлопоты в связи с этим по дому ее каким-либо образом касаются и волнуют.Для просватанной девушки вводятся ограничения на перемещение по селу. Она не может теперь без сопровождения покидать пределы дома, участвовать в развлечениях молодежи.
Увидев кого-либо из родственников жениха, она должна скромно скрыться от них, да и в собственном доме она уже становится «гостьей». Ее жизненное пространство сужается. С особым тактом она должна соблюдать нормы приличия и скромности перед старшими, стараясь не касаться в разговорах предстоящих свадебных торжеств, сохранять сдержанность во всем.Из круга еще не просватанных сверстниц девушка выходила постепенно, периодически встречаясь с ними в местах, определенных обычаем.
В цезских аулах невеста на две недели, на время между сговором и свадьбой, переселялась в дом одной из женщин селения по ее приглашению. Ежедневно девушку-невесту приглашали на ужин взрослые женщины из ее села. За день до свадьбы девушка переходила жить в дом своей тети. Туда могли приходить ее подруги, готовившие невесту к предстоящему торжеству.
У черкесов во время свадебного торжества невеста находилась в выделенном специально для нее брачном помещении (домике или комнате). Невесту выводили ненадолго — для участия в обряде приобщения к домашнему очагу или выводили в разгар свадьбы к танцующим, чтобы получить за нее «выкуп». Ни в угощениях, ни в свадебном веселье невеста участия не принимала. 
Частью свадебного скрывания жениха и невесты были тайные посещения молодым мужем своей жены в ее домике. На фото - гравюра 1837г, отпечатана в типографии Лемерсье.
У чеченцев невеста старалась все дни свадьбы практически ни есть и не пить и очень редко выходила из своей комнаты. Вообще, у всех народов Кавказа считается неприличным, если невеста ест на людях. Еду для нее приносили девушки или женщины в ее "брачное помещение".
Свадебное скрывание невесты прекращалось после заключительных обрядов свадебного цикла. У черкесов эти обряды открывались раздачей вещей невесты и подарков ее родных.
Традиция требовала, чтобы в новой семье невеста была во всем новом, поэтому свою прежнюю одежду она оставляла дома, а накануне или во время большой свадьбы ее родители присылали дочери новую одежду. Родители покупали девушке вещи, отрезы ткани и специальные подарки родне жениха. Все это полагалось выставить на обозрение, а затем раздать во время свадьбы. Распределением как вещей невесты, так и подарков ведала свекровь, старшая из родственниц мужа или уважаемая соседка. Одаривали кровных и названных родственниц, иногда и мужчин-родственников, некоторых соседок. Обделенные или недовольные подарком могли намекнуть, что обижены, и тогда семья жениха должна была сделать подарки от имени невесты тем, кому они не достались. После раздачи вещей невесты ей разрешалось общаться со свекровью (но еще не разговаривать с ней) и с родственниками среднего возраста. Именно этот элемент свадьбы знаменовал собой окончание свадебного скрывания невесты. 
У многих народов Кавказа существовали аналогичные обычаи — у осетин это церемония «открывания сундука невесты», у карачаевцев и балкарцев — обряд «раздачи берне», т.е. подарков, у ногайцев — «показ сундука». Для того, чтобы молодая женщина могла выходить за пределы двора, не скрываясь от соседей, совершался обряд первого выхода за водой. 
У осетин скрывание невесты заканчивалось не ранее чем через год, а в более поздние времена - через два месяца после свадьбы. Первый выход невесты в село носил праздничный характер и был связан с тем, что ее вели к реке за водой. Молодую одевали в свадебное платье и давали ей небольшое деревянное ведерко или кувшин. Вместе с девушками и молодыми женщинами она отправлялась по воду. Все это сопровождалось игрой на гармошке и танцами. У реки освещались молитвой ритуальные пироги и напитки. Водой брызгали друг на друга, просили у Донбеттыра (Покровителя вод) и водяных дев благой и целительной воды. По возвращении домой водой, которую принесла молодая, возносили молитву и причащались все, в особенности старшие и дети. Пир продолжался до заката солнца. С этого дня молодая уже свободно исполняла свои обязанности как вне дома, так и по домохозяйству.