"Никаких лишних движений на людях". Традиции ухаживания на современном Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Традиция ухаживания в XXI веке, конечно же, изменилась. Сами по себе традиционные институты, обеспечивающие индустрию брака, исчезли, а на смену им пока не пришли стабильные аналоги.
Во-первых, современные ухаживания на Северном Кавказе стали публичными. Молодые люди бывают вместе в кафе, кино, гуляют в парках, выезжают на природу в компании общих друзей.
Однако считается, что слишком часто попадаться на глаза людям, тем более родственникам со стороны девушки и молодого человека, не стоит. «Я лично не любил и не люблю никаких "лишних движений" на людях, да и не на людях тоже". (Азамат,Нальчик). "В публичных местах, в общей компании молодежи - не зазорно появляться вместе, естественно, при соблюдении определенной дистанции и допустимого времени суток. Если молодых людей часто видят одних, в неурочный час, да еще на короткой дистанции - это предосудительно». (Сафербий, Сочи)
"Частые встречи - если вас заметили - говорят о том, что вы чуть более, чем нравитесь друг другу. Это немного обязывает. Но ни к чему серьёзному,пока вы не назначили день и не обменялись ритуальными подарками" (Нальмес, Краснодар).
«Лично я, если и показываюсь в публичных местах с девушкой, то держу дистанцию. Никаких обниманий, прижиманий и т.д. Вообще, часто ездить к девушке и быть с ней не стоит, девушка реагирует на это своеобразно». (Анзор, Нальчик).
Православный священник из Майкопа заметил, что "русские девушки в целом ведут себя раскрепощенней горянок. Никогда не видел между горцем и горянкой поцелуев в общественных местах. Но на юге, на Кавказе более строгие отношения, чем в России, центральной ее части».
В 1980-1990-е, когда традиция принимать потенциального жениха в родительском доме уже размывалась, а публичные места встреч в виде кафе и кинотеатров еще не были достаточно раскручены, молодые люди в некоторых регионах Кавказа общались, сидя на скамейках недалеко от дома девушки. «У нас на улице к девушке приходил ухажер ..и мы все дружной толпой -соседки, соседи, подружки , "невеста" и "жених" сидели на лавочке. Но это давно было, сейчас на лавочках под деревьями никто не сидит .. все чаще в кафе, кинотеатрах,ТЦ и т. д. А в дом и во двор у нас не пускают "женихов". (Альбина, Нальчик)
Во-вторых, демонстративным знаком серьезности намерений молодого человека стало его знакомство с братом девушки. В этом случае он может через брата или вместе с ним пригласить девушку в компанию своих или общих друзей.
«Если намерения серьезные, то находят знакомых или родственников и просят сказать девушке о симпатиях. Если у девушки есть старший брат, то знакомятся с ним, тогда становится позволительным появляться с девушкой в публичных местах, но только в таких, где не будет ее родственников. Сейчас родственницы парней очень любят сами знакомить их с понравившимися девушками. При этом ориентируются не столько на красоту, сколько на ее характер, семью, из которой она происходит». (Нака Баракова, журналист, Нальчик)
«Сейчас часто до свадьбы парень знакомится с братьями и сестрами девушки, равно как и девушки знакомятся с его родственниками. Также частыми стали знакомства со старшими родственниками жениха, особенно с матерями». (Аида, Нальчик). Эту форму общения большинство моих респондентов не одобряет, считая ее слишком далекой от традиции, предполагающей определенную коммуникативную дистанцию между еще не состоявшимися родственниками до тех пор, пока в отношениях молодых людей не расставлены точки над «и».
Совсем немногие говорили о необходимости сохранения традиции в первоначальном виде. Среди моих респондентов таким оказался только один молодой человек. «По мне, так "ухаживания" могут происходить только как раньше (в присутствии третьих лиц). Это красиво с точки зрения традиций, плюс потенциального мужа/жену оценивают не пара глаз, а уже гораздо большее количество людей, которые где-то могут быть и старше, и опытнее, да и просто напросто трезво смотрят без налета юношеских чувств. Это в свою очередь подразумевает и целый комплекс барьеров в общении, который служит своеобразной гарантией целомудренности той или иной девушки, даже если кто-то за ней ухаживал до замужества (я понимаю, что на это можно ответить, что желание найдет кучу тайных возможностей, но все же...)». (Рамазан, Москва).
В-третьих, практически исчез институт«девичьей комнаты». Например, у восточных черкесов (кабардинцев) он утрачен уже давно. «Ни то, что сейчас, даже во времена моей бабушки этого уже не было. Очень жаль, что данная традиция утеряна. Считаю ее очень полезной. Проверяется терпение парня и серьезность намерений, хотя, конечно, это не гарантия семейного счастья». (Аида, Нальчик)
«В принципе почти все знают про обычай приходить знакомиться в дом девушки, но пользуются редко. Но этот вариант используют отчаянные ребята, когда нет общих знакомых, или девушка по разным причинам пытается отшить молодого человека. Т.е. "жених" старается немного навязаться и попытаться завязать общение. В дом заходят еще реже, хотя это правильнее; обычно сидят на лавочке или стоят у ворот (стесняются)». (Сафербий, Сочи)
Мадина Паштова, ученый-фольклорист из Майкопа, объясняет практическое исчезновение института «девичьей комнаты»: «Сегодня, конечно же, в городскую квартиру родителей девушки парень не пойдет. Ведь институт "пщащэ унэ" требует как минимум нескольких условий, в числе которых само отдельное помещение, "свидетели", желательно одни и те же (сестры и друзья, соседи), ну и сама ритуализованность, обучение которой утрачивается в поколениях. А без всего этого заявляться в дом к родителям девушки как-то даже неприлично, вот и идут общаться в кафе».
Хотя настоящие, серьёзные ухаживания и сегодня предполагают хотя бы одно официальное посещение родительского дома невесты. Разрешение (неофициально) на них даёт сама девушка. «Родители во время визита жениха с друзьями не присутствуют. Если они высказывают свое одобрение или неодобрение, то только дочери. С конфетами и букетом вы можете прийти, но не один!!! И чаю вам не предложат - не ждите. Максимум - вы можете попросить воды, и вам принесут воды, а за это время друзья быстро обмениваются впечатлениями о девушке и иногда проверяют, нет ли пыли под креслом или где ещё - это точно!» (Нальмес, Краснодар)
Кстати, некоторые молодые люди считают традицию ухаживания за девушкой в доме родителей «удобным обычаем»: «Очень удобный обычай. К примеру, вам понравилась какая-нибудь девушка, с которой вы не знакомы. Общих знакомых тоже вроде нет. Что делать будете? Приходится буквально "подваливать" к ней на улице. А это воспринимается хорошими девочками не очень серьезно. Посещение ее в родительском доме снимает проблему. Достаточно узнать, где она живёт и заявиться. И тут девушка просто обязана серьёзно отнестись к парню как гостю. Да и парень может о многом узнать в её доме. Может, она неопрятная хозяйка, например» (Астемир, Черкесск)
В-четвертых, большое влияние на новые традиции ухаживания оказывают социальные сети. Нака Баракова, журналист из Нальчика говорит, что интерес к девушке очень часто проявляют как раз в соцсетях. В сетях знакомятся, могут договориться о встрече и сами. Рамазан считает, что по его мнению, «мусульманина и черкеса, этот вид коммуникации сильно ударил и еще ударит по нашим традициям и устоям. Это то, что направить в нужное русло очень сложно». Многие молодые люди считают, что девушке не следует принимать ухаживания в соцсетях от молодого человека, которого она не знает или с кем у нее нет общих знакомых. «В моем представлении хорошая, умная девушка не станет допускать ухаживания в соцсетях». (Сафербий, Сочи)
«Ухаживания могут проходить ведь и без общения, парень может проявлять свой интерес к девушке, даже не общаясь с ней лично. Меня забавляет, когда молодые люди оставляют послания под окнами. У нас во дворе только положили новый асфальт, и на утро там была надпись "Фатима, я люблю тебя!" огромными буквами, все долго ругали эту Фатиму и ее поклонника, что они такую красоту испортили. И вот такие послания я часто вижу на асфальте» (Мадина, Черкесск).
Практически не изменились общественные ожидания от девушки, принимающей или отвергающей молодого человека. Как и в XVIII-XIX-начале XX веков, молодые люди считают, что девушке следует «принимать или отвергать ухаживания сдержанно, показав свою реакцию». «С достоинством надо и принимать, и отвергать. Нужно уважать себя, быть гордой, но не надменной, невысокомерной. Там тонкая грань, надо ее чувствовать». (Азамат, Нальчик). «Тактично, сдержанно, по-женски мудро». (Беслан, Нальчик). "Изящно и невысокомерно" (Сафербий, Сочи).
Молодые люди говорили также о том, что «современные девушки стали меркантильными, крайне рациональными и рассудительными. И красивые вечные ценности для них перестали играть роль перед возможностью поездить на BMW или перебраться из провинции в большой город. Многие хотят красивой жизни, хорошую квартиру, машину, путешествия по всему свету и ребеночка, чтобы покрасоваться фотографиями в соцсетях. Никто не мечтает родить много детей и всю жизнь посвятить их воспитанию».
В целом в новой традиции ухаживания моим респондентам «не нравится развязность парней и готовность девушек бросаться им на шею, меркантильность в отношениях, бездумность в этих вопросах. Это все результат влияния массовой культуры, западного образа жизни».
«В этой сфере жизни сейчас такой бардак, что я даже не знаю, как все это описать», – печально заключил один из моих собеседников.