Брачный выбор на Северном Кавказе: запреты и ограничения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Для Северного Кавказа семья и брак всегда считались классикой жанра, а заключение брака мотивировалось с подросткового возраста. Однако прежде, чем молодой человек начинал присматриваться к понравившейся девушке, а та, в свою очередь, решала – принимать или отвергать его ухаживания, они неизбежно должны были считаться с теми брачными запретами и ограничениями, которые были выработаны в культуре в течение столетий. Что это – народная мудрость, предрассудки или отживающие свой век рекомендации – подумаем вместе.
Выбор брачного партнера – одно из главных решений в жизни. На Кавказе традиционно в нем участвовали и старшие родственники, и родители. Если сын мог намекнуть матери или посреднику о своем выборе, то для девушки считалось вообще неприличным открыто говорить родителям о своих предпочтениях - в ход шли иносказания.
Абазины. Счастливая семейная жизнь на Кавказе - во многом результат действия традиций брачного выбора...
Адаты почти всех кавказских народов запрещали браки между отцовскими и материнскими родственниками любых степеней родства, между однофамильцами, между членами разных фамилий, восходящих к одному человеку.
C введением шариата были запрещены лишь браки между близкими родственниками, но шариат не сумел вытеснить обычное право. Не разрешались браки между молочными братьями и сестрами, родственниками по усыновлению, аталычеству и другим видам некровного родства. Нарушителей экзогамии (браков за пределами своего рода) изгоняли из общества – у карачаевцев им грозил крупный штраф, позорный столб или вождение по селу на осле.
Свободу брачного выбора ограничивали утробное или люлечное обручение. Черкесский ученый М. Меретуков писал о случаях, когда у одного рождался сын, а у другого – дочь, то отцы могли договориться по достижении брачного возраста поженить своих детей. «Обычно на это шли семьи, которые хотели породниться и скрепить еще больше свою дружбу. Для заключения такого сговора родители мальчика с родственниками приходили в дом будущей невестки. Отец девочки в свою очередь приглашал на торжество своих родственников и близких соседей.
Обе стороны давали клятву, что будут верны своему слову. Клятва эта обычно не нарушалась, ибо стороне, не сдержавшей слово, грозила месть. Родители мальчика дарили девочке подарки. Каждый год они пригашали ее к себе домой, и, одарив подарками, отвозили обратно к родителям. Когда девочка становилась взрослой, она стеснялась ездить в дом жениха и соблюдала обычай избегания по отношению к его родителям и родственникам».
Когда молодые люди подрастали, они заключали брак. Если кто-то противился браку, ссылаясь на отсутствие симпатий, родители настаивали на принятом ими когда-то решении, и молодые люди были вынуждены последовать их воле.
Еще один обычай – левират – может рассматриваться как одно из брачных ограничений.
М.М. Ковалевский пишет, что у чеченцев «по смерти мужа вдова переходит к брату покойного, который смотря по его желанию, может: взять ее себе в жены, предоставить право ей заключить новый брачный союз или не делая того ни другого лишить ее возможности дальнейшего супружества». Известны и сороратные браки - в форме женитьбы родных братьев на родных сестрах, так и в форме женитьбы вдовца на сестре умершей жены. Такие браки были распространены у осетин, карачаевцев, ногайцев.
Соблюдался принцип старшинства – младшим братьям или сестрам не полагалось вступать в брак раньше старших, по крайней мере, без их разрешения.
Адаты запрещали браки между представителями разных сословий. Особенно сильны были такие запреты у черкесов и осетин. Об осетинах известный исследователь Шегрен писал, что у них «равенство брака соблюдается очень строго. Старшина ни за что не выдаст своей дочери за фарсаглага ( осет. «фарсаглаг» - «посторонний человек», «человек со стороны». Так в Осетии называли крестьян – НН). Если же сам женится на дочери последнего или вольного человека, или холопа, то жена его почитается незаконною, а дети получают название кавдасардов (буквально «рожденный в яслях» - НН)».
То же самое писали о балкарцах : «Таубий или князь может жениться только на дочери таубия или чужеземного узденя; каракиши, т.е. вассал князя, может жениться на ком угодно, кроме рабыни. Такое же исключение делается и для браков чагаров, т.е. простых крестьян».
Отдельная тема – межконфессиональные браки. Шариат запрещал брак мусульманки с иноверцем, а законы Российской империи допускали браки между мусульманами и православными только в том случае, если один из будущих супругов переходил в христианство.
По имперскому законодательству российские мужчины-мусульмане могли вступать в брак с язычницами, последовательницами буддизма и иудаизма. Брак последователей "магометанского закона" с православными и католичками русского подданства был запрещен.
Разрешался лишь брачный союз между "магометанином" и христианкой русского подданства - лютеранкой. Последний вариант брака был возможен лишь при соблюдении следующих условий: а) требовалось согласие Лютеранской консистории; б) брачный обряд совершал лютеранский пастор, а не мусульманское духовное лицо; в) дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве или в православии; г) супруг христианки-лютеранки должен был отказаться от многоженства.
«Таким образом, - пишет Д.Ю. Арапов, подробно исследовавший это вопрос, - подобный теоретически возможный брачный союз был практически крайне затруднен для мусульманина, который тем самым шел на серьезное нарушение канонических правил ислама: а) по традиции брак мусульманина может заключаться только по нормам шариата; б) дети мусульманина должны быть только мусульманами и др».
Межнациональные браки на Северном Кавказе не были редкостью; в крестьянской среде межнациональные браки заключались чаще всего в черкесско-абазинском пограничье и в осетино-ингушских районах. В таких случаях родители невесты предлагали жениху-иноплеменнику заплатить повышенный брачный выкуп.
Выход замуж за иноплеменника считался еще более нежелательным, чем женитьба на иноплеменнице. «Одно дело взять чужую девушку, другое – отдать свою»,- говорили в народе.
Очень редкими были браки между мусульманскими народами и русскими и украинцами, хотя они и жили бок обо бок.
О том, как изменялись эти запреты в 1930-1960-е гг. и что с ними стало теперь - читайте дальше...