"Всему Кавказу подошла": черкеска как политический символ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рамазан Абдулатипов, новый глава Дагестана, находится в поисках консолидирующего проекта для народов Дагестана. Возможно, черкеска станет одним из символов единения Дагестана в редакции нового руководителя «страны гор»?
Не так давно Рамазан Абдулатипов поручил, чтобы в День Конституции Республики, 26 июля, все чиновники и главы администраций Дагестана вышли на работу в национальной одежде. В этот день, «мужчины должны будут надеть черкески, а женщины – национальные варианты хиджабов».
“Если бы мы наших дочерей воспитывали с детства надевать национальный костюм, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда. Заставить никто не может, но мы должны пропагандировать свою национальную одежду», – сказал Абдулатипов.
Впрочем, Адбулатипов — не единственный кавказский руководитель, предписавший своим подчиненным носить черкеску в праздники.
Еще раньше, в 2010 году на одном из совещаний в правительстве Чечни Рамзан Кадыров рекомедовал, "чтобы на каждый национальный праздник чиновники облачались в чеченский костюм". Свою инициативу Кадыров аргументировал тем, что "чеченский наряд очень красив, и местные чиновники в папахах и черкесках будут эффектно выглядеть на народных праздниках".
- Таким образом директивные указания глав двух кавказских республик по поводу черкески — отражение нового этапа ее эволюции. В 1990-е черкеска возвращается в современный кавказский быт как часть свадебного наряда жениха и его друзей, как атрибут одежды молодых людей на больших народных праздниках.
- Аслан Джаримов был одним из немногих северокавказских президентов, в 1990-е годы выступавшем с трибуны республиканского парламента, облачившись в черкеску и башлык.
- Экс-президент Адыгеи Аслан Джаримов выступает в парламенте РА в начале 1990х-гг.
- С 1990-х годов и по сей день черкеска стала неизменным атрибутом одежды активистов черкесского национального движения.
- Черкесские активисты Мажид Утижев (в центре) и Абубекир Мурзаканов (справа) на одном из национальных праздников. Нальчик.
Впрочем, по большому счету черкеска как повседневная, праздничная и даже походная одежда никогда не выходила из кавказского быта.
В 1930-х годах черкеска была еще весьма распространенной формой верхней одежды, хотя иногда заменялась шинелью офицерского покроя. К концу 1930-х годов черкеска стала только праздничной одеждой, при этом ее шили из фабричного сукна в специальных мастерских, подгоняя по фигуре. Как пишет известный советский этнограф Евгения Студенецкая в своей книге «Одежда народов Северного Кавказа», в в эти годы многие горцы утратили характерную горскую стройность и подтянутость.
В эти годы многие горянки могли шить черкески для своих домашних сами — такие черкески шили из домотканого сукна. Правда, на смену сделанным вручную шнурковым пуговицам и петелькам пришли железные крючки фабричной работы.
В 1930-е годы распространилась и черкеска без газырей, вместо которых на груди нашивали поперечные длинные и узкие карманы со своеобразными двойными (сверху и снизу) клапанами.
Е. Студенецкая пишет, что «клапан, прикрывающий газырницы снизу, по объяснению стариков, в прошлом имел практическое значение, так как донышки карманчиков в газырницах быстро протирались и газыри или что-то другое, лежащее в кармашках, могло вывалиться. Позднее, с исчезновением за ненадобностью газырниц, подобный клапан стали делать и сверху (или только сверху) и газырница заменялась нагрудным карманом своеобразной формы».
В этот период появляются и модернизированные черкески - у обычной по покрою черкески с газырницами делали высокий воротник, как у бешмета. Одежда такого типа была значительно теплее черкески, так как закрывала шею и грудь. Кроме того, ее можно было носить без бешмета, прямо на рубашку. А если вместо газырниц на груди делались накладные карманы, то одежда принимала вид очень длинного бешмета. В Балкарии черкеску со стоячим воротником называли чепкен-къаптал (т. е. черкеска-бешмет).
Такие черкески носили только в качестве рабочей одежды. Чаще всего их можно было видеть в горных районах Осетии, у балкарцев и очень редко, в виде исключения,— у карачаевцев и восточных черкесов. В 1960—1970-х годах черкеска встречается единично, ее заменяют плащи, пальто, куртки, а в теплое время года — пиджаки.
Кто знает, что ждет черкеску в 2010-х годах, какими новыми символическими значениями она обрастет, какие политические контексты будут диктовать ее изменения? Для начала дождемся 26 июля и посмотрим, выполнят ли дагестанские чиновники предписания своего главы...