Что на восточном Кавказе - тыл, то на западном - фронт. Еще о многоженстве...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Президент республики Ингушетия Руслан Аушев был чуть ли не единственным кавказским политиком, поднимавшим тему "второй жены".
Не раз говорил о преимуществах второго брака, заключенного по шариату, глава Чечни Рамзан Кадыров: «Я очень даже “за” (многоженство). Почему? Потому что это лучше, чем бросать семью и заводить любовниц. Это для мужчины правильнее, чем унижать свою жену, заимев любовницу, дарить проститутке украшения, всякие подарки, а жена с детьми в постоянной нужде. Если Аллах разрешает многоженство, если позволяет возможность и ты должен быть с ними (женами) равноправен во всех отношениях. Это не просто жениться. Человек должен нести ответственность за свои действия. Не просто так, захотел – женился, надоело – развелся».
В конце грузино-абхазской войны, когда демографическая ситуация особенно обострилась, в газете «Республика Абхазия» была опубликована статья преподавателя Абхазского госуниверситета Риммы Шамба «Проблемы народонаселения: нужны нетрадиционные подходы». В статье предлагалось узаконить в Абхазии многоженство, как это сделано, например, в Алжире, Заире, Того…
Кто бы мог подумать, но с инициативой разрешения многоженства в Адыгее выступал депутат генерал Дорофеев. Предлагаю Вашему вниманию уникальный документ – поправки к соответствующему закону, отклоненные парламентом Адыгеи в начале 1990-х. Обратите внимание, что поправка о возможности заключения второго брака (и даже третьего и четвертого) была отклонена только потому, что в РА «не принят закон о прожиточном минимуме». Как знать, был бы принят такой закон в 1990-е – возможно, известную песенку о том, «если б я был султан», многие бы распевали в Адыгее на законных основаниях?
Если говорить о современном Семейном кодексе, то 14 статья Семейного кодекса не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит в браке. Сегодня нет уголовной ответственности за многоженство, в отличие от законов РСФСР, когда за это могли лишить свободы или отправить на исправительные работы.
В разных частях Северного Кавказа отношение к многоженству разное – в Дагестане, Чечне и Ингушетии такие случаи типичны. Брак со второй женой оформляется по шариату.
Ибрагим из Ингушетии, сам имеющий двух жен, сказал, что мужчина берет вторую жену в случае, если жена не может по каким-нибудь причинам а) иметь ребенка и чтобы не разводится и не бросать женщину на произвол судьбы, б) в случае, если мужчина недостаточно удовлетворен сексуально, во избежание зинахь (греха с другой женщиной на стороне), в) по любви, г) из-за необходимости увеличения наследников. Ибрагим вообще считает многоженство спасением России.
На западном Кавказе – в КБР, КЧР, Адыгее – к таким браком относятся сдержанно и их не так много. Разве что среди «молящихся» молодых мусульман. Хотя мужчины из этих республик в основном характеризуют это явление без осуждения. «По мне, если хватает возможностей, мужчина уверен, что будет справедлив - женитесь на здоровье», - сказал журналист из Черкесска.
Молодые женщины из этой части Кавказа, напротив, более последовательны в своей позиции о том, что многоженство неприемлемо в силу особенностей культуры и менталитета.
Приведу мнение Мадины, ученого-фольклориста из Адыгеи:
«В черкесском субварианте кавказской цивилизации никогда не было позитивного отношения к многоженству. Формально оно было разрешено и исламом, и адатом, в последнем случае - только при бездетности супруги, в т.ч. если она рожала только девочек. Но в реальности менталитет черкесской женщины (да и мужчины) не приемлет такое "покорное" положение, свидетельством тому является тот факт, что наижесточайшую неприязнь в языке обозначают фразеологемой "зэт1уанэм хуэдэ" - "они как две жены одного мужа" + еще масса пословиц, поговорок, сюжетов драматических бытовых рассказов (меморатов) об эмоциональной жизни в полигамном браке (о невыносимых страданиях и выдержке женщины, пытающейся сохранить лицо).
У черкесов случаи многоженства наблюдались гораздо реже по сравнению с восточным Кавказом, традиционно более исламизированным. Впрочем, сегодня мы живем в то время, когда происходят цивилизационные сдвиги, и я думаю если сегодняшние "зэт1уанэ" терпят и уважают друг друга, то уже не из-за черкесского посыла "сохранить лицо". "Жена" в черкесской языковой норме обозначается не банальным "фыз" ("женщина"), а целым рядом выражений, подчеркивающих "единичность", "неповторимость", "исключительность": "Щхьэгъусэ" - букв. "спутница головы" (спутница жизни), "Псэгъу" - "Душа-спутница".
Я помню те времена, когда в языке старших мужчин употреблялось иронично-ласковое "Щ1асэ" - "Любимая, Любовница" (например, щ1асэр къызэлъэ1уа - щ1асэ попросила меня) - но(!) именно по отношению к Жене".
Мадина из Черкесска, привела такую историю: «Моя двоюродная сестра рассказала, что ее бабушка ей на самом деле неродная бабушка... Их дед с 70 лет был пылким, и его первая жена не могла уже обеспечить его эту пылкость (извините, не знаю, как это выразить) и решила, что деду нужна вторая жена, сама нашла ее в ауле, молодую вдову, и привела ее в дом в качестве второй жены. Сделали накях (брачный договор по шариату – НН), и, когда у молодоженов была первая брачная ночь, первой жене так было плохо, что всю ночь она ходила вокруг дома и рвала на себе волосы. От этой тоски первая жена вскоре умерла. И дед их остался с молодой женой. Это к вопросу, сможет ли наша адыгская, абазинская женщина принять подобное....»