"Неправильному осуждению елки положить конец": лесные красавицы в СССР и на Северном Кавказе 2000-х гг.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 После Октября 1917 года запрет на елку отменили. Теперь тему «вражеской немецкой традиции» сменила тема «единства пролетариев всех стран». В этом контексте немецкий пролетариат, хотя и придерживавшийся традиции ставить елку,  по определению считался союзником Советской власти. Кроме того, «дедушка Ленин» любил елку. Кто из читателей моего поколения не помнит рассказов о дедушке Ленине и печнике, об обществе чистых тарелок, о дедушке Ленине, который встречал с ребятишками новый, 1919, год возле елки в Сокольниках, а 1923 г. – в Горках.

В начале 1920-х гг. начинается примечательная кампания – идет преобразование, даже переконструирование, церковных праздников в праздники советские. Так  Рождество Христово становится «комсомольским Рождеством», в котором и елка была вполне уместна.

После 1923 г. Рождество изгоняется из российского календаря.  Вместе с Рождеством отменялась и елка.

Летоисчисление теперь предлагали вести с 1917 года, первого года коммуны. Антирожденственская кампания набирала обороты и вполне серьезно в официальных циркулярах писали о том, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей…».

«Меня как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает елочные украшения. Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок», - писал некто Е. Гордиенко в газету «Правда» 23 декабря 1928 г.

Вскоре был прекращен выпуск новогодних открыток.

С 1926 года украшение елки уже считалось чуть ли не преступлением: на высоком уровне ЦК ВКП(б) обычай устанавливать рождественскую ель был назван антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 г. утвердила непрерывную рабочую неделю, день Рождества превратился в обычный рабочий день.

"Возвращение" елки началась с небольшой заметки первого секретаря ЦК Украины П. Постышева в "Правде" 28 декабря 1935 года, которая называлась «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разно­цветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. 
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. 
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. 
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. 
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. 
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
 

Основываясь в том числе на мемурарах Н. С. Хрущева, историки предполагают, что инициатива Постышева как нельзя кстати вписывалась в знаменитое сталинское «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Видимо, лесная рождественская красавица вполне соответствовала новой веселой жизни. Да и Сталин поддержал Постышева до публикации статьи: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Первая елка была поставлена в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Елочные игрушки – вообще тема для отдельного поста. Они – своеобразная энциклопедия истории большой страны. Знакомые всем конфеты и фрукты в 1930-е гг. вытеснили идеологические игрушки – от портретов вождей революции до кукурузных початков периода Хрущева и космонавтов в эпоху Брежнева.  В начале 1950-х у Деда Мороза появляется внучка, Снегурочка. Ее придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков.

На Кавказе новогодняя елка приживалась долго – во всяком случае, кавказоведы-этнографы, изучавшие советский быт, пишут о традиции ставить елку в 1950-е гг. как о новой и как о событии для кавказских семей.

 

 Выпуск новогодних открыток возобновляетсв 1940-е гг. На фото - открытка 1962 года.

Сегодня  неожиданно добрая домашняя традиция вдруг приобретает политическое значение, а для некоторых елка чуть ли не становится символом, от которого необходимо отказаться, чтобы вернуться к своей идентичности, в каких-то регионах Северного Кавказа - национальной; в каких-то - религиозной.

В Чечне, например, Джохар Дудаев елку запрещал, а вот Рамзан Кадыров, наоборот, ее вернул.

Во второй половине 2000-х в некоторых регионах Кавказа начинаются попытки возрождения своего календарного Нового года, обычно приходящегося на весну. Обновление огня в очаге, обильная трапеза и танцы, обереги и гадания, ритуальное ряжение  - когда-то типичные составляющие таких празднеств, вписанных в сельскохозяйственный календарь.

В КБР, например, в возрождении черкесского Нового года большую роль сыграл ученый-фольклорист Аслан Ципинов, резонансное убийство которого 30 декабря 2010 года связывают с исламскими радикалами, увидевшими в инициативах ученого возрождение язычества.

Процитирую черкесского активиста Аслана Бешто: "Убийство Аслана Ципинова отчасти увело в тень празднование черкесского Нового года, Рождества первыми христианами. Тем не менее, черкесский Новый год все шире проникает в народные массы, и вряд ли этому можно будет что-то противопоставить". http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24815066.html 

В 2009 году  имам мечети г. Майкопа Анзор Дзеукожев в своей проповеди предупредил о недопустимости участия мусульманина в праздновании черкесского Нового года. Имам публично говорил о том, что праздник Навруз является языческим обрядом и не имеет никакого отношения к Исламу, вследствие чего участие в нем является харамом, то есть, запретным для мусульман. Кроме того, Анзор Дзеукожев отметил, что попытки навязать адыгам обычай справлять языческий праздник являются оскорблением их предков – мусульман, отказавшихся от язычества, чьей кровью обагрена вся адыгская земля, и которые покинули свою родину ради сохранения верности Слову Аллаха. http://www.adigeyaislam.com/ru/files/index.php?page=newsdetail&newsID=109

 В конце 2011 года в Дагестане ряд известных и уважаемых в республике людей заявили, что "не отмечали и не будут отмечать Новый год, исключительно по религиозным мотивам". Об этом много писал КУ. В декабре 2010 года в Хасавюрте силовики  задержали студента Исламского университета Ахмеднаби Ахмеднабиева, который распространял буклеты с просьбой не праздновать Новый год. Священнослужители в Дагестане также призывали мусульман не отмечать начало нового года, так как это светский праздник.

Рамзан Кадыров и Магомедсалам Магомедов, словно в пику этому процессу, поддержали публичные празднования Нового года и установку елок в своих республиках. Кадыров заявил, что «встреча Нового года должна стать для жителей Чечни незабываемым праздником». В подтверждение своих слов глава Чечни открыл 20 детских аттракционов, ярмарку на 20 дней (с 25 декабря по 15 января) и потратил большие средства на новогодние украшения проспектов Грозного. 

Станет ли елка символом, активно задействованным в конструировании новых идентичностей на Северном Кавказе? В каких регионах будет полемика по типу дагестанской, как ответит на этот вызов региональная власть  – покажут ближайшие годы…