"Иди тогда на годекан и приноси шапку любимого, отдадим за него": картинки из девичьей жизни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Период «девушки в ожидании замужества», как назвал это время известный кавказовед Юрий Карпов в своей книге, посвященной женскому пространству в культуре народов Кавказа, один из самых насыщенных и динамичных периодов девичьей жизни.
Подготовка к браку, выбор подходящего по статусу жениха, постепенный мягкий выход из круга незамужних или непросватанных сверстниц составляют его основное содержание.
В городах и в горных селах особую роль в подготовке брака, поисках жениха или невесты играли посредницы, женщины старшего или среднего возраста. И если в городах их услуги воспринимались как норма, то в горах на сводничество смотрели неодобрительно.
Часто родители сами присматривали своим детям подходящую партию; матери поощряли встречи девушки с достойными, по их мнению, молодыми людьми, но окончательное решение принимал отец.
Женщины часто присматривали своим сыновьям подходящую невесту при походе за водой. Дагестан
В Дагестане, в Ахвахе к девушкам на выданье в определенный день заходили все юноши, нацеленные на создание семьи. Отец и братья девушки покидали на время дом, а принимала гостей мать с дочерью. После пары часов ритуальных посиделок с матерью, юноши уходили из дома, но каждый из них оставлял свою папаху. Девушка, осмотрев папахи, выбрасывала их на улицу за исключением одной, чей владелец и становился женихом.
Если на западном Кавказе девушки практически не могли напрямую публично заявить о своем желании выйти замуж, то у лакцев и цахуров девушка, желая выйти замуж, приходила на сельскую площадь (годекан) или поднималась на крышу располагавшейся тут же мечети и оповещала сельчан о своем намерении. Для этого она произносила соответствующие словесные формулы и имя выбранного жениха. После этого сельские авторитеты обсуждали с родственниками избранника вопросы урегулирования ситуации, но отказ со стороны последнего не допускался.
Молодой человек всегда следовал решению сельских авторитетов в вопросах заключения брака. Да и как можно ослушаться таких стариков? Дагестан.
У андийцев был другой обычай – представитель джамаата поднимался на крышу дома, в котором жила девушка брачного возраста и через дымоход просил ее назвать имя избранника. В тот же вечер родителей последнего ставили в известность о намерениях девушки, последним ничего не оставалось делать, как начать приготовления к свадьбе, т.к. для юноши отказ считался предосудительным.
Подобная активность девушек в решении своей судьбы воспринимается исследователями как пережиток некой мифической эпохи амазонок, как отголосок преданий, когда девушки сражались на равных с мужчинами в бою…
Девушки, вошедшие в возраст невест, всегда знали себе цену... На фото - ингушская девушка
В некоторых аварских и цезских селениях названные в ходе такого опроса мужчины могли откупиться от брака солидным штрафом – зерном, мукой, курдючным салом, все это шло в доход общества.
Интересно, что в свое время имам Шамиль был обеспокоен ростом числа незамужних женщин, резким уменьшением браков среди населения имамата и поэтому специальным указом уменьшил размеры свадебных платежей.
Еще одна интересная деталь - при брачном сговоре, обручении на Северном Кавказе часто использовались мужские атрибуты – пуля, кинжал, нож. В Абхазии сватающийся молодой человек бросал девушке пулю или передавал ее через кого-то. Если девушка или ее отец принимали пулю, то это означало заключение брачного сговора, отступить от которого значило вызвать кровную обиду.
В Чечне родители скрепляли договор о будущей женитьбе своих малолетних детей, обмениваясь пулями и порохом. Карачаевец, заявляя о своих серьезных намерениях, вручал брату выбранной девушки нож, и, если тот его принимал, вопрос считался решенным.
В свою очередь и девушки активно использовали атрибуты мужчин для выражения своих чувств – абхазка, желая отказать мужчине, при первой встрече вынимала из его черкески газырь и бросала его на землю.
После обручения девушка остепенялась, больше времени проводила дома, старалась меньше показываться на людях.
Свадьбы играли во все времена года, кроме зимы. В Дагестане говорили, что «девушки выходят замуж только осенью, но вдовы могут выходить замуж, когда им угодно». Обычно осенние свадьбы объясняются дешевизной продуктов; летние - возвращением отходников с заработков домой, весенние - желанием получить новые рабочие руки невестки накануне страды.
У осетин осенние свадьбы приурочены к дням чествования Святого Георгия – покровителя мужчин. В этом была своя логика – такие браки якобы отличались прочностью, поскольку Георгий – образцовый мужчина-воин.
Фото с сайта Односельчане.ру