"Всякому интересно знать, что такое Кавказ..." Кавказ на Политехнической выставке в Москве в 1872 году

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Московская политехническая выставка, организованная более 140 лет назад, стала всероссийским и международным событием.  Она была организована по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.  В середине сентября 1868 года начинает работать  Комитет по устройству выставки, который  обратился к известным промышленникам, владельцам крупных мануфактур, ученым и деятелям искусства с просьбой представить прорывные экспонаты, которые бы могли достойно представить технические достижения Российской империи.

На призыв Комитета откликнулись не только из всех регинов империи, но и со всей Европы. 

Выставка открылась  30 мая 1872 года и была  приурочена к 200-летней годовщине со дня рождения императора Петра Великого. На выставке работало 86 временных павильонов, она занимала Манеж, три Александровских сада, набережную Москвы-реки от Каменного до Москворецкого моста и, поднявшись в гору, захватывала часть площади внутри Кремля.

Кроме того, ей принадлежали устроенные на Варварской площади народный театр, народная кухня, народная чайная, “гимнастика”, образцовая школа и читальня.

Павильон Путилова из стекла и металла на Политехнической выставке 1872 г. в
Москве на Кремлёвской набережной. Гравюра, изображающая прибытие ботика
Петра I на выставку.

Как любая выставка подобного размаха и масштаба, она, безусловно, имела прежде всего политическое значение – демонстрацию мощи и жизнеспособности империи, преемственность ее развития со времен  великого русского царя-реформатора.

 Как это модно было в Европе, выставка на практике показывала, как достижения естественных наук работают в обыденной жизни. И, наконец, становилась площадкой, где продвинутые провинциальные промышленники и мастеровые могли купить самые современные технические устройства. Для освещения ее работы в мае-октябре 1872 года издавалась даже специальная газета “Вестник Московской политехнической выставки”.

 Среди 25 отделов выставки – прикладной ботаники и садоводства, педагогический, технический, почтовый, медицинский, архитектурный... И - самое интересное – Кавказский.

Предлагаю Вашему вниманию фрагменты отчета В. Иверсена, полное название которого звучит так «Отчет о поездке на Московскую политехническую выставку», опубликованного в Трудах Императорского вольного экономического общества в 1873 году.

«Между всеми естественноисторическими отделами, отделы кавказский и туркестанский оставили в посетителях выставки наиболее впечатления. Происходит это вследствие того, что как тот, так и другой отдел знакомили не с известною отраслью знания и техники, не имеющими, собственно говоря, отечества, а с природой и техническими производствами определенного района местности.

К тому же Кавказ и Туркестан — местности, сравнительно недавно вошедшие в состав Российской Империи — отличаются своею оригинальною физиономиею, роскошною природою и девственным развитием технических производств. И на Кавказе, и в Туркестане все, начиная с растений и животных и кончая человеком и его постройками — поражает новизною и своеобразием. Всякого интересуют природные богатства этих двух окраин России, и всякий спешит хоть взглянуть на отечественный сырой шелк, на отечественное виноградное вино в чистом его виде, на отечественный рис, рожь, хлопок и т. д., заглянуть во внутренность гарема, хотя и мертвого, полюбоваться хотя портретами знаменитых у поэтов грузинок.

Кавказский павильон на Политехнической выставке в Москве в 1872 году.

Фото с сайта www.oldmos.ru

Всякому интересно знать, что такое Кавказ и Туркестан, стоит ли дорожить ими России как своими колониями, куда земледельцам и сельским хозяевам пришлось бы ездить, со временем, с целью учиться, а не учить. 

И надобно отдать справедливость устроителям этих двух отделов выставки; они познакомили нас с Кавказом и Туркестаном в такой системе и полноте, какой нельзя было заметить в других отделах выставки.

Минералог, ботаник, зоолог, этнограф, шелковод, винодел, скотовод, земледелец, охотник, архитектор, военный — все, по выходе из кавказского и туркестанского отделов выставки, выносили, если и не совершенно полную картину интересующих их отраслей знания по отношению к развитию их в данной местности, то, во всяком случае, хоть с чем–нибудь положительным.

Администрация Туркестанского края нашла возможность и средства возвести особенный павильон для своего отдела, администрация Кавказа нашла возможность заплатить 5.000 р. за крайне стесненное и далеко не удобное помещение в средине здания мануфактурного отдела…

В отделе кавказском мы, прежде всего, должны были остановиться на весьма обстоятельно составленной коллекции хлебных зерен, полевых и огородных растений, разводимых на Кавказе.

Прекрасная кукуруза, рис, овес, пшеница, рожь, ячмень, хлопок, кунжут, всевозможные бобовые растения, масличные семена, айлант — доказывают, насколько разнообразны условия местности и как различна почва на Кавказе.

Обилие горных пастбищ и роскошная растительность представляют собою самые благоприятные условия для развития скотоводства и овцеводства в самых широких размерах, а фаунистическое разнообразие может вполне обеспечить население в отношении дичи, пушного и рыбного товара.

Таким образом, почвенные и климатические условия края, вместе с разнообразием растительных и животных продуктов, составляют неистощимое богатство Кавказа и позволяют возлагать на него самые блестящие надежды в отношении снабжения нас местными чрезвычайно ценными продуктами земледельческой и технической деятельности.

Из продуктов минерального царства, на выставке были образцы железа и слюды Чахотского, Аллавердского и Кедобекского заводов, нахичеванская и кульпинская соль, прекрасный кубанский каменный уголь, белый, серый, черный и пуддинговый мрамор, яшма, обсидиан, образцы нефти, торфа, разного цемента, образчики многих целительных минеральных вод, а из обработанных минеральных продуктов — черепицы, кирпичи, глиняные водопроводные трубы, глиняная посуда, пестрые печные изразцы, образцы очищенной нефти, фотогена и керосина, стеариновые свечи, железные кирки, лопаты, топоры, ножи, подковы и др. мелкие изделия, пуговицы, кольца и посуда из меди; медная посуда отличается своею затейливою резьбою; золотые и серебряные изделия, под чернетью и эмалированные, в своебразном вкусе, разные мелкие изделия крестьян из гагата, весьма любимого в крае, подобные же изделия из мрамора, пуддинга, яшмы, обсидиана и булыжника из реки Куры. Все эти изделия выделываются на Кавказе по б. ч. руками, без помощи машин.

Путем фабричным обрабатываются только: ружья и холодное оружие, свечи и т. п. По отношению к заводской и фабричной обработке минеральных продуктов, в кавказском отделе, кроме клинков и ружей, можно было изучить, по моделям, хранилища для нефти, нефтяной завод в Баку и Кульпинский соляной промысел.

 ….. ботанические собрания, вместе с прекрасною коллекциею обрубков и драгоценных наплывов лесных деревьев, с коллекцией хозяйственных и промышленных растений и разнообразнейших продуктов растительного царства, дают совершенно ясное понятие о благорастворенности климата, о всем богатстве и разнообразии растительности Кавказа и Закавказья, которые для нас та же Индия.

И в самом деле, на Кавказе всего вдоволь; тут не может быть недостатка в муке всевозможных сортов, в крупе, в крахмале, в солоде; кроме пшеничного и картофельного крахмала, тут добывается еще хороший крахмал из корней пеона (Paeonia tenuifolia, ярда–салами); корни ямса (Dioscorea batatas) служат для приготовления питательного порошка, который, со временем, займет, несомненно, видное место в ряду питательных веществ; в льне, пеньке и хлопке также нет недостатка, равно как в камыше и осоке для плетения рогож; лесу для изготовления посуды, для токарных и столярных изделий также вдоволь, винограду и всевозможных фруктов — великое множество сортов.

Из деревянных изделий местных жителей, на выставке были предметы разной домашней утвари и мебели, модели весьма оригинальных сельских экипажей, из коих некоторые отличаются сплошными колесами без спиц, разнообразные мундштуки, чубуки, гребенки и гребни, ложки, музыкальные инструменты и т. п. мелочные изделия, свидетельствующие, однако, о весьма значительном развитии ручного домашнего труда в крае.

Обилие горных пастбищ в крае сулит скотоводству блестящую будущность. Сыр составляет уже с давних времен насущную потребность населения.

Овцеводству, благодаря обилию плоскостей, покрытых сочною травою, на Малом Кавказе и в Дагестане, также предстоит богатая будущность. ….образчики овчин и мерлушек, а равно и изделия из них, бывшие на выставке, как то: ковры, джиджимы, сукна, войлоки, бурки, вполне подтверждают мнение, что овцеводству на рациональных началах предстоит еще только развиться на Кавказе.

Кавказ, как отечество русского шелководства, представил на выставку много коллекций коконов, шелков и шелковых тканей.

Все перечисленные коллекции кавказского отдела были размещены настолько систематично, насколько это было возможно в миниатюрном, сравнительно, помещении отдела. Пестрая картина всей выставки Кавказа напоминала собою вполне тот богатый край, который так резко отличается от остальной России как характером местности, так и вообще всею природой, и если невысокие ростом посетители выставки без помощи подставок не могли рассмотреть здесь ближе многие предметы, то это обстоятельство не должно было печалить их, а скорее напомнить им, что Кавказ — гористая местность, где зачастую надобно взлезать на гору, чтобы рассмотреть тот или другой предмет".