Высокое положение. Читать всем модницам!
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Оказывается, черкешенки, жившие в средние века, без преувеличения могут считаться модницами, чьи вкусы соответствовали модным мировым трендам. То, что носилось на западном Кавказе, носилось и в Венеции, и в Дамаске, и в Стамбуле.
Я имею в виду прежде всего моду на определенный тип женской обуви для аристократических сословий.
О черкесской женской обуви пхъэцуакъэ (название, характерное для западных черкесов), или пхъэвакъэ (так называли этот тип обуви восточные черкесы, кабардинцы) знают только специалисты, да и сами черкесы. Сегодня такую обувь используют разве что в танцевальных постановках - солистка, прежде чем приступить к своей партии, сходит со своих "платформ", словно с пьедестала.
Пхъэцуакъэ деревянные, окованные латунной пластинкой с орнаментами, высота 12 см, длина 20 см. Из колекции Национального музея Республики Адыгея. Рисунок из книги Азаматовой М-К.З. "Адыгейский народный орнамент". Майкоп, 1960
От черкесов, видимо, эта обувь (буквальный перевод - «деревянная обувь») была заимствована карачаевцами и балкарцами, где получила название агъач аякъ киийм.
Такие «ходули» (не люблю этот эквивалент, но, раз уж он закрепился в русскоязычной литературе, буду его использовать) вырезались из дерева в форме ступни, но с острым носиком. «Ходули» укрепляли на двух равных по размеру деревянных подставках; одну закрепляли под носком, другую - под пяткой. Подставки эти расширялись книзу. К «ходулям» прикреплялась широкая петля из кожи и галуна. Ходули не носили «на босу ногу» - в эту петлю черкесские кокетки просовывали носок своих ножек, предварительно обутых в мягкую обувь.
Ходули украшались со вкусом и очень сдержанно - обтягивались бархатом или кожей, для декора использовали накладки из металла, серебра с гравировкой, чернью и позолотой. Более дешевые «ходули» имели накладки из жести со штампованным орнаментом.
Евгения Студенецкая, советский этнограф, перу которой принадлежит самое подробное описание этого типа обуви, пишет, что «среди музейных экземпляров (из Карачая) встречались ходули, верх которых был выложен костяными орнаментированными пластинками. Инкрустация подобных (но часто еще более высоких) ходуль костью и перламутром особенно характерна для крымских татар. В некоторых случаях под ступней обуви укрепляли металлические звенящие подвески».
Интересно, однако, не только, как делалась такая обувь – не менее интересен культурный смысл пхъэвакъо. Они способствовали формированию образа девушки и женщины из благородного сословия. На таких ходулях женщина не только стояла, но и передвигалась очень медленно, величаво, словно смотрела на толпу сверху вниз и возвышалась над суетой. «За полдня полкомнаты проходила», — говорили о таких женщинах Евгении Студенецкой ее информаторы в 1950-1960- ее.
По образному выражению одного из информаторов, «как мечеть над домами, княгиня над другими женщинами поднималась».
В фольклорных текстах ходули символизируют высокий социальный статус, потеря которого символически передается через утрату ходуль. Евгения Студенецкая приводит такие примеры: «Княгиня, взятая в плен, плачет: «Всю жизнь ходила я на ходулях, а теперь у ножек кровати кровавые слезы роняю». Ходули сравнивают с чудесным конем: «Конь — хуаре — мои ходули в засыпанной снегом траве потеряла».
Черкесские девушки могли на свадьбу надеть пхъэвакъо, взятые у кого-либо на время. Знатные женщины надевали ходули не только на свадьбу, но при любом торжественном выходе, на праздник, на танцы.
Мин-Кутас Азаматова, этнограф, писавшая о черкесском орнаменте в 1960-е гг, считает, что пхэвакъо были самой древней обувью, Евгения Студенецкая же говорит о заимствованиях у крымско-татарских элит, с которыми черкесские элиты были связаны через отношения аталычества, куначества и торговые связи. Возможно, когда-то такая обувь, считает она, была завезена из Кафы – Феодосии.
Интересно, что в Венеции 14-17 вв. была распространена обувь такого же типа – они называются chopine.
Chopine. Вероятно, 1740. Венеция. Дерево. Шелк. Серебро. Кожа. Высота 18 см. Из коллекции Музея изящных искусств. Бостон.
Тоже венецианские chopine. Начало 18в.
Two Venetian Ladies by Vittore Carpacci. Обратите внимание на нижний левый угол картины- там изображены chopine.
А на Ближнем Востоке, в Сирии и Турции, серебряные деревянные «сваи», известные как "kabkabs" или "nalins", когда-то защищали женщин от грязи и дискомфорта на мокрых, грязных восточных улицах и в горячей влажной бане.
Kabkabs из Ливана. 14-17 вв. Очень похожи на черкесские..
В турецких или сирийских банях kabkabs спасали женщин от влажного пола.
Богатые женщины покупали kabkabs, инкрустированные перламутром, украшенные кожей, шелком или бархатом. Верх расшивался серебряной проволокой или золотом.
Название " kabkabs" происходит от звука, который они издавали, когда женщина шла по мраморному полу. В средние века девушки были небольшого роста и kabkabs, особенно свадебные, могли компенсировать этот нюанс. Кabkabs носили только женщины. В банях очень простые кожаные kabkabs также носили мужчины.
Кавказские девушки с легкостью ходят в платформах и не только от Fendi. Еще бы - ведь их прапрабабушки умели покорять и не такие высоты.
Я не знаю, есть ли в кавказском фольклоре героиня типа Скарлет О’Хары, которая никогда не забывала на балах как бы невзначай продемонстрировать свою изящную ножку в миниатюрном башмачке, однако, совсем не удивлюсь, если дотошные кавказоведы-фольклористы найдут аналогичный сюжет…
Фото с сайтов www.cool-story.com; www.liveinternet.ru