Большой Кичмай: люди моря и гор

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Моя поездка в аул Большой Кичмай, а потом и в аулы Тхагапш и Хаджико Лазаревского района Краснодарского края оказалась целым событием…

Уже с первых минут в ауле чувствуешь себя так, как будто оказался в райских кущах – аул расположен на правом берегу реки Шахе, и дома, террасами спрятавшиеся в горах, утопают в буйной зелени столетних деревьев. Запах горных трав и цветов, постоянный ненавязчивый медитативный шум реки, танцующие светлячки по вечерам создают иллюзию вечного покоя и нетронутости этих мест.

                       Аул Большой Кичмай расположен на берегу реки Шахэ

На самом деле основание аула связано с трагической историей, развернувшейся в период  Кавказской  войны на черноморском побережье. Географический термин Шахэк1эй (так звучит на адыгейском название аула) ранее обозначал всю прилагающую к реке долину: до Кавказской войны вдоль реки Шахе на десятки километров тянулись шапсугские аулы (шапсуги – одна из черкесских субэтнических групп, в настоящее время насчитывающая около 10 тыс. человек. Проживают в четырех аулах Адыгеи и 12 аулах Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края).

  Весной 1864 года отряд генерала Геймана, реализуя план кавказского военного командования на Черноморском побережье, приступил к выселению его жителей. Часть жителей была депортирована в Турцию, другая должна была переселиться на Кубань. В начале 1865 года против горцев, укрывшихся в горах и периодически нападавших на русские военные лагеря,  действовали уже специальные так называемые лесные, или летучие, отряды. Пленных выводили к берегу моря вблизи Туапсе, принудительно сажали на суда и отправляли в Турцию. Их имущество, посевы уничтожались, скот уводился.

В 1866 году кавказское командование решило удалить с побережья остатки шапсугского населения – по средним и верхним течениям крупных рек небольшими гарнизонами были размещены три кавказских линейных батальона. Пленных и добровольно выходивших из укрытий горцев предполагалось селить вблизи штабов этих батальонов. Последние адыги покинули горные убежища в августе 1874 г. и были переселены к аулу Псахо, новому аулу, образованному на левом берегу р. Псахо не ранее 1870 года. В нем в 1874 году проживало 59 семей из разных мест причерноморской Черкесии.

В 1875 году жители аула Псахо стали ходатайствовать о переселении в долину р. Шахе. В феврале 1876 года они покинули Псахо, и в этом же году основали аул Большой Кичмай, по имени речки, впадающей справа в р. Шахе в 5-6 км выше него.

Сегодня аул поражает своими добротными строениями, чистыми улицами, прекрасной школой, большим количеством молодых женщин за рулем современных автомобилей. Здесь сочетается аульский колорит и комфортные условия современных гостиниц. Наши заботливые хозяйки (мы остановились в гостинице семьи Заура Хушта), сестры Марета и Мерема, их помощница Зоя избаловали нас шапсугскими варениками, лепешками – шалямэ, только что выловленной форелью, свежим адыгейским сыром, экологически чистыми овощами и ароматным чаем в любое время суток.  

 Пережив шок от развала советской экономики в 1990-е гг., на которую были завязаны жители аулов, шапсуги сегодня активно развивают этнотуризм. Через «шапсугские вечерки» с танцами и традиционным застольем они транслируют отдыхающим информацию об истории этих мест, и с помощью простых символов – сконструированных в подворьях дольменов, традиционного столика анэ, черкесок и бурок создают новое пространство игры, в которой комфортно и хозяевам, и гостям.

Дольмен в подворье семьи Хушт

Это - нетуристический дольмен в окрестностях аула Хаджико.

Можно спорить о качестве текстов, сопровождающих вечерки, однако нельзя не признать, что сами эти шоу – проект, родившийся изнутри, делает для преодоления кавказофобии больше, чем дорогостоящие форумы и нескончаемые заседания, где «поэтов далеко заводит речь»..

Сцена для "вечерок" в ауле Хаджико. Аналогичные подмостки существуют во многих аулах на побережье..

Шапсугские аулы – это еще и царство меда. Каштановый, липовый, майский мед – возрождающееся древнее мастерство шапсугов. Глава Кичмайского сельского округа Руслан Бердыев сказал мне, что в этом году почта поселка Головинка превзошла по количеству  высылаемых посылок все соседние почтовые отделения – шапсугские пчеловоды рассылали по всей России, от Москвы до Владивостока,  мед своим постоянным клиентам.

Во многих домах обустроены специальные комнаты или помещения для дегустации меда...

 

                                                            "Пасека" в подворье семьи Хушт

Жизнь в Шапсугии, однако, не лишена проблем – нерешенные вопросы наделения землей, проблемы трудоустройства, риски потери родного языка – все это повод  для беспокойства… О повседневных заботах и жизни шапсугских аулов на побережье Черного моря – читайте дальше..

Фото - мои..