Связанные одной цепью.. : "We have the same blood but we are so far away..."

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Продолжаю цикл своих постов о большой семье на Кавказе…

Thanks to Facebook!

Все большее значение в интеграции родственных групп начинает играть фб. Год назад через фб меня нашли моя сестра и брат, которые сейчас живут в Анкаре. Не могу не удержаться, чтобы не привести строчки из их письма:  «We have the same blood but we are so far away....». Фейсбук ,и еще раньше Одноклассники, сегодня отчасти выполняют  функции, за которые раньше были ответственны старшие в роду – именно на них лежала обязанность познакомить младших родственников друг с другом, а также ввести в круг родственников «издалека». Обычно это происходило в ходе больших семейных торжеств и ритуалов, свадеб и похорон. 


Азамат Шурдумов: «Я, например, зарегистрировался на Фейсбуке. Именно с целью общения с представителями рода,  живущими в Иордании, Турции, Сирии, Германии, США, я впервые зарегистрировался в этой социальной сети. Спрашивал в переписке о фамильных преданиях, хранящихся в их семьях, сравнивал различия в родовых тамгах. В начале февраля приезжал  к нам в Нальчик из США Махьмуд Шурдым. Кстати, мы познакомились через Фейсбук. Это пожилой человек, ему точно за 70.

Он рассказал, что было несколько братьев, которые сначала эмигрировали в Турцию, часть из них затем оказалась в Иордании. По его словам, их предки выходцы из селения Заюково. Как я понял, все Шурдумовы, живущие за рубежом, потомки нескольких родных братьев, выходцев из селения Заюково Баксанского района. Кроме этого, до последнего времени наши ездили к Шурдумовым в КЧР, а они к нам. Дольше всех родственные связи с ними поддерживали Шурдумовы с Зольского района».


Фатима Альтудова: «Социальные сети сыграли свою роль. Наша фамилия более компактно проживает в двух селениях в Кабарде : Анзорее и Сармаково. Мы, анзореевская молодежь, с сармаковскими даже не знакомы были до существования соцсетей, а так как я жила в городе, встречи с дальней родней ограничивались лишь какими- то мероприятиями. Также, благодаря фейсбуку я познакомилась с родней из Иордании, Турции, Дании, Германии».

Махир Цей, черкес, вернулся на родину из Югославии: « Я хотел встретиться с однофамильцами в Москве, где я сейчас проживаю, я сделал объявление в одноименной группе нашей фамилий в соцсети. Но никто не изъявил желание встретиться. Единственного желающего однофамильца- родственника я нашел на Ямайке, он работает в дипмиссии РФ в Ямайке. И меня это удивило» 

В тоже время, я думаю, не стоит обольщаться возможностями фб и других социальных сетей – и хотя многие нашли своих близких через Сеть, но, с другой стороны, интернет объединяет людей настолько, насколько и разъединяет. Часто люди общаются в Сети месяцами, не видя друг друга, а ники, смайлики, скобочки и статичные фото заменяют и человеческую речь, и человеческие эмоции …

 

Как хранится память рода

В каждой семье есть какие-то вещи, с которыми связана особая история. Возможно, этой истории никогда и не было в реале, но только за тем, что она создает особый семейный миф, а значит, консолидирует родственников, ее стоило выдумать. Многочисленные семейные фото (это моя любимая тема), серебряные пояса с соответствующими легендами о мудрых бабушках, их носивших… В нашей семье долго хранился старинный Коран – толстый массивный фолиант с пожелтевшими хрустящими страницами в бархатной бордовой обложке. Мой дедушка расстался с этой семейной реликвией (могу представить, каких раздумий  это ему стоило) - подарил его одному московскому адвокату в знак особой признательности за то, что он буквально спас моего дядю в трудную минуту…

Азамат Шурдумов прислал мне фото черкесского анэ, семейной реликвии рода Шурдум:  «Столик  сделан он моим прадедом, ему более ста лет. Прадед сделал его прямо перед своим вторым хаджем в Мекку, оттуда он уже не вернулся. Кроме этого столика мы ухаживаем и за грушевым деревом, посаженным им тоже перед отъездом».

 

Семейная реликвия рода Шурдым в Кабарде. Столик, сделанный старейшиной рода перед хаджем в Мекку.

Махир Цей: "Мой дядя привез обратно из Югославии на родину колыбель, в которой выросли шесть поколений нашей фамилий Цей. Т.е. она была вывезена с Кавказа примерно в 1864г., когда мои прапрадеды вынужденно покинули историческую родину, и возвращена в Адыгею в 1998г. И в данный момент колыбель хранится в Национальном  музее РА г. Майкопа". 

Особое место в истории рода занимает тема старшего в роду. За редким исключением, к сожалению, сейчас эта фигура является чисто номинальной. Как английская королева – царствует, но не правит…

Салих Коблев: «Отец с детства возил меня в Дагомыс к старейшему на тот момент в нашем роду - Хасану Кобл. Сейчас старший у нас в роду Хамед Кобл - захожу к нему по возможности. Кроме того, в свое время отец с братьями на основе рассказов оплатил работу археологов по изучению семейного кладбища в верховьях р.ЗэхэлIяфIу (приток р.Аше)».

Проложение скоро...