"Если ты - черкес". Новые инициативы черкесских активистов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

  Тема возвращения сирийских черкесов на историческую родину в условиях гуманитарной катастрофы в Сирии получает свое дальнейшее развитие. Молодые черкесские активисты стали инициаторами сбора средств для оформления приглашений своим землякам, попавшим в жернова войны.  Проект много обсуждался на фейсбуке  - ведь возможности, которые предоставляет интернет и, особенно фб, для самоорганизации новых молодежных сообществ и консолидации человеческих усилий, действительно безграничны. Все происходит быстро и за считанные часы проект становится живой реальностью..

 

Напомню, что с конца декабря 2011 г. из Сирии на имя Президента РФ Д.Медведева, глав республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, руководителей «Адыгэ Хасэ» этих республик было направлено 7 обращений, подписанных в общей сложности более, чем 1000 сирийскими черкесами.

Все то, о чем писали черкесы-сирийцы в сухих и сдержанных строках своих официальных обращений, отразилось в письме 23-х летней сирийской черкешенки Нэнси Хут, облетевшем весь черкесский мир: «Я хочу начать все заново. В России находится моя родина – Адыгея. Я просто хочу туда попасть, получив убежище, или каким угодно другим способом».


Сегодня мы не знаем, решится ли Москва на то, чтобы повторить косовский сценарий  (организованная репатриация косовских черкесов в 1998 году) с сирийскими черкесами. Есть сигналы из ФЦ, которые вселяют надежду, среди прочих – это недавний визит в Дамаск делегации российских  сенаторов и черкесских активистов.  Но есть и публикации новоявленных экспертов, их изрядно «побитые молью» реплики о «большом черкесском торге» за теплые места, ресурсы и инструменты влияния, наводящие на мысль о том, что еще неизвестно, как развернутся события…

Пока в высоких кабинетах принимаются политические решения, черкесский активизм перестает быть деятельностью  региональных политиков или общественников. Сирийская тема задела  за живое людей, далеких от понимания политических перипетий и многослойности российско-сирийских взаимоотношений.

Только тогда, когда задевает за живое, ты оказываешься способен, бросив все свои дела, в феврале поехать в Майкоп на съезд «Адыгэ Хасэ», несколько часов стоять в проходах зала Республиканского театра, терпеливо дожидаясь итогов многочасового заседания. Именно обычные люди из аулов и городов Адыгеи, КБР, КЧР фактически сделали съезд общественной организации  съездом черкесского народа.

Только тогда, когда задевает за живое, люди сами оформляют для своих сирийских родственников приглашения, «разбирают их по семьям», помогают сирийским студентам в Майкопе и Нальчике деньгами и продуктами, не афишируя свои усилия и, тем более,  не делая себе на этих акциях  политический капитал.

Мурат Табиш, член организации «Пэрыт» не так давно с коллегами встретил в Нальчике 17 сирийских черкесов, которые буквально бежали из-под пуль:

«Всю ночь глаз не сомкнул, думал о тех, кто провел первую ночь на родине: жалеют ли, горько ли на душе, успокоились ли, уживутся ли, разочаруются ли??? тысяча и один вопрос! и каждый раз прихожу к одному выводу - только от нас, простых черкесов, зависит их комфорт, только наше внимание расслабит их и даст почувствовать, что они не чужие. Многие из нас, это понятно, мало чем смогут им помочь в материальном отношении, но за внимание не платят, этим мы должны быть щедры». 

Стараясь помочь  черкесам Сирии, мы на самом деле получаем исторический шанс вернуть что-то давно заброшенное в самих себе ..

Об этом, по-моему, говорил на февральском съезде Адам Богус, так или иначе назвав сирийскую тему главным нравственным вызовом для всего черкесского мира и его испытанием на зрелость и мудрость.