Дело хозяйское.. Гости, честь семьи и современный мегаполис

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Традиция гостеприимства, при всех современных трансформациях, незыблема. Принять гостя хорошо – значит соблюсти приличия и приобрести хорошую репутацию и "не потерять" свое лицо. Сегодня гостевые домики заменили комнаты для гостей (в лучшем случае), на длительное пребывание в гостях без повода нет времени, да и расходы по организации ежедневных столов для гостей и досуга для среднестатистической кавказской семьи обременительны.

Как в современных условиях функционирует институт гостеприимства? Как воспринимают его современные жители Кавказа – почему для одних гостеприимство важный механизм поддержания родственных связей и собственной идентичности, а другие, это жители больших городов, почти готовы отменить его в своем доме волевым решением?

Последние считают, что гостеприимство – институт, который по определению нельзя воспроизвести в мегаполисе, изживает себя в своих классических формах. Для них гости, особенно «знакомые знакомых»  – не праздник, а источник постоянного стресса, необходимости уступить свою кровать и спать на полу, а также нарушать намеченные планы. Обо всем этом и о том,  каковы взаимные обязательства хозяина и гостя в современных условиях, кто может себе позволить купить квартиру на своей площадке специально для гостей  -  в ближайших постах.

На мои ставшие уже привычными опросы на фейсбуке на тему современного гостеприимства я получила более 100 откликов. Некоторых моих друзей размышления о гостеприимстве привели к размышлениям о кризисе традиционной культуры Кавказа. Анзор, черкес,  с грустью написал, что «потеряли мы былую ПРОСТОТУ, ДУШЕВНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, РАДУШИЕ». А Фатима добавила, что «то, чем мы так гордимся не должно исчезнуть, но трансформироваться однозначно должно».

Тем не менее, все мои собеседники (за исключением пары моих фб друзей) гостей, среди которых могут быть и пятиюродные тети,  принимают с радостью.

Мурат, ученый из Нальчика, говорит, что  «гость в моем понимании - понятие доброе, с ним связаны очень много ярких моментов моего детства, жизни вообще». Мурат обратил внимание на то, что в современных условиях институт гостеприимства остается одним из немногих механизмов, скрепляющих родственные связи, в том числе связи между разными поколениями: «Не считаю зазорным годить в гости к родственникам, так как это является единственно возможным в наших условиях шансом познакомить молодежь, укрепить отношения. Люблю гостей и сам люблю ходить в гости».

Мурат поделился со мной семейной историей: «Вспоминаю своего прадеда по отцу, жесткий (не жестокий) был человек. И до сих пор его поминают добрым словом. Так вот, когда его звали сесть за стол, первое что он делал - выходил на улицу и осматривался по сторонам. Неважно - знакомый он или нет, главное, чтоб был кто- то, кого можно позвать. Никогда в жизни он не садился за стол, а он умер в возрасте 108 лет, чтоб рядом с ним не сидел кто- то "с улицы".

Он не спрашивал его ни о чем, кроме его фамилии и имени отца. По завершению трапезы, он обычно клал свой подкинжальный ножик на стол и говорил: «Укъэзылъхуам ухуэфащэщ, ерыскъым уелъэпэуакъым. Къыщынэ, умып1ащ1э - достоин своих предков, ты не пренебрег моим столом. Оставайся, не спеши....».

А ведь у таких людей, как мой прадед,  за плечами был не только груз его возраста, а целый воз доносов и предательств.... Тем не менее, он оставался Человеком. Гостеприимным Человеком. Наверное, речь о степени своего восприятия в своих же глазах».

Марианна, журналист из Нальчика, также считает гостеприимство нравственным долгом, частью культуры, которую надо сознательно поддерживать и воспроизводить.  Она говорит о том, что в их семье с детства «прививались с детства не только законы гостеприимства, но и в сознание внедрялась категория ПСАПЭ ( в черкесском менталитете ПСАПЭ – одна из многозначных категорий, близкая к понятию «благодеяние во имя очищения своей души» –НН). И сегодня в первую очередь навещаем близких по этому принципу». 

Моя собеседница Роза из Краснодара продолжает эту тему и рассказывает о том, как в ее семье принимают гостей. Для Розы семья, где не бывает гостей, со временем приобретает плохую репутацию : «Гости у нас дома постоянно. Причем не зависимо от времени суток или дня недели. В основном это родственники. Но их так много, и они так часто приезжают, что иногда кажется, что большая часть нашего семейного бюджета уходит на накрывание столов для них. Это, конечно, утомляет, когда кто-то постоянно сидит дома и нет возможности заняться какими-то своими делами. Но, с другой стороны, пусть лучше у нас всегда дома будет много людей, чем они совсем перестанут ходить, не считая нас достойными посещения».

« И я хожу, и к нам ходят именно в гости, а не по делам, - поддерживает наш разговор Азамат из Нальчика. - Чаще это родственники, но и друзья тоже. И мне, и моей семье это не в тягость. Да, бывает устаешь физически, но не морально. Может это из-за того, что среди моих близких и друзей практически нет никого, кто был бы мне в тягость».

На Кавказе по отношению к "дальним" и статусным гостям всегда проявляли особое внимание 

Однако не все современные кавказцы и, особенно, живущие в Москве разделяют такие подходы и такое восприятие гостей. Повседневная городская жизнь и суета, работа, которая, как правило, не заканчивается  в офисе, а часто продолжается и дома, тесные городские квартиры  - все это накладывает свой отпечаток на возможности хозяев и требует понимания и у гостей.  

Например, Инга из Кабардино-Балкарии не любит незванных гостей: «Не те уж нынче времена, не те условия жизни, не тот у меня доход, в конце-концов. Да и вообще я, кроме всего, работаю, занимаюсь репетиторством дома, работаю над текстами дома, которые надо в срок сдать. Какие уж там гости незванные. Вот если бы моей работой было только домашнее хозяйство, тогда еще куда ни шло. Да и эти самые гости должны все это понимать. Кто не понимает, явно живет в какой-то другой реальности».

Андзор, черкес из Москвы, придерживается самой радикальной позиции:  «Я для себя отменил обычай гостеприимства - собственной волей. Любое движение "в одну сторону" - несправедливо и утомительно. К тому же мы, соблюдая один наш обычай (гостеприимства) нарушаем другой – прайвеси. В дом- то как раз наши предки не пускали никого, гостевой домик (хачеш) стоял отдельным двором и пр. Так что, куда ни кинь, но в городских квартирах, всюду клин.

И еще: я реально в какой-то момент понял для себя, что жизнь конечна, и есть люди, которых я в свою пускать не собираюсь. И что там за "обычай" их мне навязывает - меня уже не касается.Так что теперь у меня останавливаются только те гости, которые мне приятны и которых я помню всю жизнь - с детства и юности. С другой стороны, многие правила постепенно меняются - просто из-за невозможности их соблюдать. К примеру, только сейчас стали строить квартиры с двумя туалетами и они все равно не так размещены». 

Хочу обратить внимание читателей, что культура туалета – особая, регламентированная на Кавказе тема, да к тому же деликатная.  Вряд ли я когда-то осмелюсь об этом написать, но наличие именно двух туалетов в квартире и особенно их расположение имеют принципиальное значение, когда в доме находятся гости. Или когда в доме живут несколько поколений одной семьи.

О том, сколько дней сегодня «прилично» находиться в гостях, сколько лет в среднем могут жить родственники "издалека" в кавказском доме, как принимают гостя и что ему дарят – читайте дальше.