Последний рубеж. Вернуться к исламу или следовать традиции?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня на Северном Кавказе похоронный обряд и поминальный цикл изменяются довольно динамично. По крайней мере, за последние десять лет можно наблюдать две тенденции, расхождение между которыми усиливается.

Одна тенденция – это стремление вернуться к нормам ислама, отступление от которых и привело, по мнению «новых мусульман», к разорительным поминкам, излишествам в украшении надгробий и памятников, «обильным кормлениям», длительному поминальному циклу в целом.

 Эта тенденция нарастает с запада на восток региона и сильнее всего проявляется в Дагестане. Есть целые села, например, Губден, где всегда, и при советской власти, похоронный обряд проводился по нормам шариата – скромная церемония, отсутствие 3-7-40-52 дневных поминок,  скромные памятники.

Вторая тенденция выражается в том, что исламская составляющая в погребальных обрядах (а именно – организация похорон в тот же или на следующий день, омовение покойного, похороны в саване, могила в форме ниши и ее ориентация на Мекку, активное участие служителей культа в похоронах) сосуществует с избыточной роскошью при организации поминальных столов, совершенно неприемлемой, по мнению многих людей, для таких скорбных дней.

Интересно, что взаимодействие этих двух тенденций проявляется и в использовании мужского головного убора на похоронах. Мой собеседник Алим, сейчас живущий в Штатах, рассказал: «Раньше все мужчины покрывали голову. Для такого случая у каждого дома была припасена подходящая шляпа. Сейчас наблюдается некий хаос в этом отношении. Кто в шляпах приходит, кто в кепках, кто в мусульманских круглых шапочках, кто вообще без головного убора. …Сейчас наблюдается некий конфликт между исламизированной молодежью и традиционалистами. Молодежь называет многие наши традиционные черкесские обряды язычеством».

У всех моих собеседников, а это молодые люди с хорошим образованием, знающие европейские языки, преимущественно проживающие в северокавказских столицах или в Москве, вызывает неприятие факт обильных кормлений людей, пришедших выразить соболезнование.

Зураб, врач из Нальчика, назвал безобразием те роскошные блюда, которые готовят на многих поминках: «Кормление - это безобразие, точнее безобразие то, во что это превратилось. Зачем-то стала обязательной смена нескольких блюд, ощущение, что находишься  на свадьбе. Эти кормления надо отменить полностью. Нечего ходить на похороны тем, кто приходит сюда поесть. Похороны - это не место для набивания животов. К тому же, это очень разорительно для обычной  семьи. Одно дело состоятельные люди, а как быть тем, кто небогат? Я знаю семьи, которые брали кредиты, чтоб провести похороны "как у людей"».  С ним полностью согласна и Залина, назвавшая раздачу денег и кульков с едой «пакетно-денежно-подарочным идиотизмом».

 

К скромной поминальной трапезе сегодня призывают Духовные управления на Северном Кавказе.  На снимке из "National Geographic" (1996) : с.Нар, Северной Осетии. Поминальный стол (хишт) в день похорон Мулдара Хетагурова. 1996 год.  

На всем Северном Кавказе раздача кульков с едой в день похорон – отдельная тема. Содержимое таких пакетов самое разное и зависит от вкусов и возможностей семьи. "У чеченцев традиционно такой набор отличается сдержанностью - в пакет кладут пачку сахара, батон хлеба, пачку чая", - сказала моя собеседница из Грозного Лиза.  У черкесов обычно в пакет кладут крупы, пшено, чай, мясо. В таком виде, по мнению Лидии, и я с ней полностью согласна, такие кульки действительно выручают нуждающиеся семьи. «Я не раз была свидетелем, - говорит Лидия, -  того, что для семей это было действительно псапэ (благодеяние – НН), т.к. в доме было шаром покати....»

Но иногда, и я тому свидетель, пакетам предпочитают красивые пластмассовые емкости, которые  наполняются, в том числе, и рулетами, ананасами, экзотическими фруктами и баночками сгущенки.  В таком виде пакет напоминает уже подарочный набор…

«Мне нравится, - продолжает Лидия, - когда жарят лакумы (традиционные черкесские лепешки из теста – НН) и дают пришедшим на соболезнование чай или вареное мясо. Все просто должно быть без пышности,  по минимуму и аскетично. Свадьбы и похороны - это также то место, где собираются все родственники, это мероприятия, где традиционно родственные семейные узы укрепляются.  Конечно, у каждого мероприятия свой этикет поведения, но в рамках этого этикета происходят все эти нужные вещи, которые скрепляют членов родовых общин.  В общем, я бы не хотела "чисто" исламских нововведений и упрощений этого ритуала».

У моих собеседников вызывает неприятие и то, что похороны часто превращаются в "ярмарку тщеславия". «Женщины помоложе и девушки больше внимания стали уделять тому, в чем они идут. Достаточно часто бывает неуместным ни наряд, в котором они приходят, ни все то золото на шее, руках и в ушах, которое имеется в наличии у семьи», - поделился со мной Джамбулат.

 Оксана, журналист, рассказала одну историю; она вполне была бы смешной, если бы не была бы грустной. На похороны одного из ее близких родственников пришел человек, чтобы встретиться с высокопоставленными чиновниками, соболезнующими семье покойного. «Он подошел ко мне, выразил соболезнование и тут же признался, что пришел на похороны ради встречи с "высокими чинами", которых не выловить так просто, что, дескать, к ним надо записываться на прием и не факт, что еще запишут. А у этого человека накопилось просьб и проблем много. "Надеюсь, что ты поймешь, - сказал он мне ,- что только так я могу решать некоторые проблемы - на похоронах. Тогда чиновники более или менее доступны". Я, конечно, в данной ситуации вообще ничего не поняла, какой-то эмоциональный ступор случился.. .».

 О том, какие памятники устанавливаются на современных кавказских кладбищах и какие разногласия существуют по этому поводу в обществе – читайте дальше…