Секреты бабушкиного сундучка. Женская мода на Северном Кавказе в 1920-е годы.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В 1900 – годы в городах Северного Кавказа постепенно начинается сближение женской национальной одежды с европейской.
Жительницы аула Уляп. Адыгея. Слева направо: Бжемухова М. Х., Хухалова, Бжемухова Багагуса, Хухалова (Бжемухова) Хао Хацуковна, Бжемухова (Бибова) Н. Б., Адагова (Бжемухова) О. Х. Фото начала XX в. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. публикуется впервые.
Обратите внимание на девочку слева - ее платье почти что в стиле модерн.
Наверное, у каждого в семейных альбомах есть фото, сделанные в старых фотоателье Владикавказа, Екатеринодара, Нальчика, Баталпашинска или Тифлиса, с которых на нас кокетливо смотрят наши бабушки и тетушки наших бабушек в модных расклешенных юбках, пелеринах, бархатных шляпках, в туфлях с каблуком-рюмочкой, да еще со складными шелковыми или ажурными зонтиками…
Шехова Госрым Бачмирзовна. Снимок 1918 г. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. публикуется впервые.
В Тифлисе, Екатеринодаре и Владикавказе в это время появлялись модные ателье, шляпные и обувные мастерские, ювелирные магазины…
Конечно, эти изменения касались только обеспеченных горожанок – такие женщины были не только богаты, но и более независимы в своем поведении, в их гардеробах были и платья традиционного кроя, и модные новинки.
Но после Первой мировой и Гражданской этот процесс остановился - не было фабричных тканей, и женщины донашивали старую одежду. Даже свадебное платье становилось непозволительной роскошью – замуж выходили в том, что было в доме.
В первые годы Советской власти тенденции европеизации женской одежды горянок Северного Кавказа были прерваны. Характерные особенности женской одежды, а именно скрывание замужними женщинами волос, обязательное для всех женщин платье без каких-либо намеков на декольте, только длинные рукава, отсутствие теплой верхней одежды, в советском политическом лесиконе стали определяться как «вековые религиозно-бытовые предрассудки».
Горянку вырывали из-под власти вековых обычаев и освобождали от социального гнета, в том числе и в одежде. «Борьбу за эмансипацию женщины в области одежды облегчало то, что мода 1920-х годов – короткие узкие платья, короткие рукава, большие вырезы – была также чужда горянкам, как и характерное для тех лет ношение женщинами – активистками элементов мужской одежды –кепок, косовороток, кожаных курток», - пишет этнограф советских времен, исследователь одежды народов Северного Кавказа, Е.Н. Студенецкая. Добавим к этому, что и короткие стрижки типа каре, матроски, новые силуэты с линией талии на уровне бедер – все, что создавало образ самостоятельной самодостаточной женщины, тоже не соответствовало образу горянок, в котором как идеал культивировались изнеженность и некая медлительность.
В 1920-е годы для горянок создавали всякого рода учебные заведения, где их учили советским бытовым навыкам, в том числе и «правильно, по-городскому, одеваться». Самое знаменитое из таких заведений – Ленинский учебный городок-интернат в Нальчике. «Одно из самых первых и достойных занятий Учгородка – создать тот новый тип освобожденной кабардинской и горской женщины, которая одним своим видом … победит косность и невежество нашей женской массы», - писала газета «Красная Кабарда» в передовице 1924 года.
Однако нововведения в одежде вызывали у девушек в интернате отторжение – источники пишут о том, что горянки требовали, чтобы их слишком короткие рукава «надставляли», ворот они застегивали булавками – он был слишком открытым. Впрочем, цвет одежды вполне соответствовал местным привычкам – казенная одежда была темной.
По всему Северному Кавказу при сельсоветах были созданы курсы кройки и шитья, где учили «шить по русской моде» - такие мастерские были в чеченских селах Шали, Урус Мартан, Карт-Джурте в Карачае.
Почему–то больше всего из деталей традиционного женского костюма досталось металлическим нагрудникам и поясам – против них были организованы целые кампании.
Серебряные нагрудники и пояса не вписывались в новый совесткий стиль одежды. Фото 1920-х гг. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. публикуется впервые.
Созданные при сельсоветах «бытовые секции» должны были, кроме всего прочего, «разработать вопросы по раскрепощению женщин от рабских пережитков семейного быта (уничтожение взглядов на женщину как на рабыню, борьба с ношением металлических нагрудников, поясов) и по вовлечению их в общественную работу». (это – цитата из архивного источника).
Борьба с нагрудниками и поясами мотивировалась вредом для здоровья, а также тем, что, приобретая эти дорогие вещи, женщины отказывали себе в самом необходимом.
В 1920- е годы пытались заменить платки и шали косынками – красные и белые косынки дарились горянкам на различных женских съездах и партконференциях, однако, приходя домой, женщины снова надевали более привычный головной убор.