Футбольные фанаты как мужской союз: "Дикая дивизия" (болельщики Анжи)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Современное кавказское общество воспроизводит и создает внутри себя новые типы связей, все более далекие от традиционных. Корпоративность, раньше воспринимавшаяся только в рамках рода, большой семьи, принадлежности к одному этносу, теперь осознается в рамках профессиональных интересов, интернет-сообществ, в которых давно уже нивелированы традиции этикетного общения, различия между старшими и младшими, женским и мужским поведением.
Но даже в таких новых сообществах есть наследие прошлого – способы связей, система посвящения в корпорацию и внутренние ритуалы, особенные «тайные» языки и внешние символы – все это когда-то уже существовало в прошлом.
Институт мужских союзов, одно из интересных явлений кавказской культуры, всегда игравший в судьбах Кавказа особую роль, сегодня воспроизводится в наиболее концентрированном виде в клубах футбольных болельщиков.
Не вдаваясь в академические определения, будем считать, что мужской союз – это замкнутая корпоративная группа взрослых мужчин, где молодой человек приобщается ко всему тому, что в данной культуре значит «быть мужчиной». Кавказовед Юрий Карпов писал о мужских союзах: «здесь мальчик воочию осязал особую атмосферу мужских сообществ, мужских братств, разительно отличавшуюся от уюта домашнего, материнского очага».
Физическая подготовка, приобщение к истории и героическим событиям прошлого, навыки красноречия, участие в «мужских обрядах» – далеко не полный перечень того, что составляло «вхождение в мир мужчины».
Клуб футбольных фанатов «Дикая дивизия», болельщики дагестанской команды Анжи, лучше всего подтверждают, что традиции мужских союзов в современной культуре кавказских горцев существуют, но уже в новом качестве.
Одним из атрибутов «мужского союза» являлся мужской дом, в котором мужчины одного селения какое-то время в году, зимой или реже – летом, проводили вместе. В Дагестане обычно такой период длился 1,5- 3 месяца: мужчины снимали пустующий дом или собирались по очереди в собственных домах. В течение этого времени шли тренировки, устраивались соревнования по бегу, борьбе, бросанию камней.
( Для сравнения. Ян Потоцкий, путешествоваший по Кавказу в 1798 году, описал такой «мужской дом» у черкесов – «в первые дни сентября каждый черкесский князь покидает свой дом, удаляется в горы или в лес, где строит шалаш… Его сопровождают преданные ему дворяне, но никто из его семьи не смеет приблизиться к шалашу, будь даже это его брат. Здесь все присутствующие говорят на тайном языке и «пребывают замаскированными». Этот маскарад продолжается шесть недель, в течение которых маленькие банды в масках собираются для грабежей в округе и поскольку все настороже, дело не обходится без убитых и раненнных, в том числе и князей»).
Черкесская кунацкая - тоже вариант "мужского дома". Дж. Лонгворт. Черкесская кунацкая. 1838.
Сегодня функцию «общего дома» взял на себя шикарный офис Анжи в центре Махачкалы, открытый в мае 2011 года – здесь отрабатываются маршруты фанатских поездок на матчи Анжи, благотворительные акции, в которых часто принимают участие фанаты, продаются билеты и атрибутика клуба, принимаются новые члены Дикой дивизии, разучиваются новые «заряды» (речевки, которые подбадривают, раззадоривают, или, как говорят на языке фанатов, «гонят» Ажни на матчах), рисуются баннеры и отрабатываются новые формы перфоманса на трибунах.
Можно сказать, что и поездки фанатов на матчи своей команды – это тоже своеобразный «общий дом» в Пути. Как когда-то в общий дом собирались мужчины со всего аула, так и сегодня на матчи ездят фанаты со всего Дагестана – фанатские группы и филиалы ДД уже сформированы в Кизилюрте, Хасавюрте, Дербенте.
Как в мужском доме, так и в ДД, есть свои старожилы, и свои новички. За первыми – хранение священной истории в виде героических рассказов, передача опыта во всех проявлениях, за вторыми – креатив, продолжение и обновление традиций.
Я написала на фб письмо лидеру ДД Рамазану Газиеву и спросила – есть ли специфические инициации для новых членов клуба или достаточно просто написать заявление, форма которого висит на сайте ДД. Надеюсь на его ответ)).
Когда-то сто лет назад неофиты мужского братства, например, у лакцев, задолго до сборов в общем доме ходили с пятном сажи на лбу, в вывернутой наизнанку папахе, в течение 15-20 дней некоторые виды пищи – сушеное мясо, колбасу, яйца, сыр и т.д. – были запрещены. В первые 3-4 дня сборов неофит должен был довольствоваться худшей пищей, подавать еду и питье, мыть посуду и т.д.
Без материального обеспечения, и это очевидно, ни один мужской союз не мог бы существовать. Ни в прошлом, ни сейчас. Материальное обеспечение «общего дома» было общим делом – перед началом мужских сборов каждый тухум вносил свою долю деньгами, скотом или зерном. Иногда перед началом сборов собирались индивидуальные взносы – например, в кубачинском союзе неженатых были приняты денежные взносы. Впервые вступающие в союз мальчики 10-12 лет вносили 50 коп-1 рубль; взрослые платили 3 -10 рублей.
Сегодня не секрет, что не только фанатские взносы – а это 300 рублей первичный взнос и затем – ежемесячный 100 рублей, составляют основу финансового благополучия ДД. Клубу помогает большой бизнес и Сулейман Керимов: без такой поддержки просто невозможны были бы чартерные рейсы и автобусы, довозящие фанатов до матчей в других городах.
О талисманах и атрибутике Анжи, о зарядах как аналоге обрядовых песен, о мужских союзах как атрибуте власти - читайте дальше..