О "кавказских пленницах"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Лечи Хамзатов из Грозного пишет об уголовной и финансовой ответственности за приверженность обычаям.
Лечи Хамзатов (псевдоним): "Родился в Астраханской области. Закончил школу и ВУЗ в городе Грозном Чеченской Республики. В настоящее время живу в Грозном. По профессии историк. Журналистикой увлекся два года назад. Также занимаюсь частным бизнесом".
Обычай умыкания невест, существующий в Чечне уже многие столетия, оказался под запретом властей. Теперь, за похищение девушки с целью вступления в брак, грозит не только крупный денежный штраф, но и реальный тюремный срок. Однако, некоторые "горячие головы", несмотря на все запреты, продолжили традицию своих предков.
Недавно чеченские власти озаботились проблемой умыкания девушек с целью вступления в брак. С инициативой ввести запрет на кражу невест выступил глава Чечни Рамзан Кадыров, которого немедленно поддержали духовенство республики, да и общественность. В Чечне даже проводился специальный смс-опрос на эту тему, и 99 процентов участвовавших в голосовании граждан выступили за отмену данного обычая.
"Умыкание девушек нарушает права женщин, противоречит российскому законодательству, чеченским традициям и шариату и нередко приводит к кровавым конфликтам между стороной невесты и жениха", - заявил месяц назад Рамзан Кадыров и призвал духовенство не участвовать в примирении семей похищенной девушки и похитителей, а также в регистрации брака согласно нормам мусульманской религии. Более того, было объявлено, что за похищение девушки с целью вступления в брак, виновникам грозит штраф в размере одного миллиона рублей, а также привлечение к уголовной ответственности по статье Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за похищение человека.
Правда на днях муфтий Чечни Султан-хаджи Мирзаев категорически опроверг информацию о том, что он назначил за умыкание невест штраф в один миллион рублей, заявив буквально, что подобное высказывание из уст муфтия "прозвучало бы как благословение на похищение невест для тех, кто располагает в кармане миллионом". Муфтий особо подчеркнул, что похищение девушек с целью вступления в брак осуждается Кораном и российскими законами, и также высказался в плане того, что за умыкание невест надо сажать в тюрьму.
Несмотря на грозные запреты властей, желающие умыкнуть девушку, как это издревле делалось предками, в Чечне все же нашлись. В горном Ножай-Юрте, например, два молодых парня похитили 14-летнюю школьницу. Когда милиция попыталась задержать похитителей, те бросились бежать, оставив машину. Самое интересное, что и похищенная ими девочка-подросток ударилась в бегство от пришедших спасать ее милиционеров. Потом выяснилось, что никакого умыкания невесты вовсе и не было. Школьница сама попросила жениха украсть ее, по всей видимости, понимая, что ее родители, учитывая юный возраст своего чада, вряд ли дадут согласие на этот брак. С учетом всех обстоятельств дела, влюбленному жениху и его другу уголовное наказание не грозит.
В другом случае, 38-летний житель Грозного похитил свою бывшую супругу, с которой находился в разводе больше года. На этот раз влюбленный в бывшую жену мужчина действовал совсем не по-джентльменски. Подъехав к дому состоящей с ним в разводе женщины в городе Гудермес, бывший муж насильно вытащил ее из дома и увез в Грозный, где удерживал в квартире в течение нескольких часов. Потерпевшей удалось сбежать, и теперь ее бывшему мужу грозит несколько лет тюремного заключения за похищение человека.
Об обычае умыкания невест, существующем, кстати, не только в Чечне, но и других республиках Северного Кавказа, знают, наверное, по любимому всеми кинофильму "Кавказская пленница". Правда, в реальной жизни "влюбленный джигит" и его "кунаки", не устраивают засад на горных тропах, не кутают девушек в бурки и не запирают на дачах в труднодоступных местах. "Объект" могут похитить прямо на улице, во время каких-то развлекательных и тому подобных мероприятий. На девушку внезапно набрасываются один-два человека, запихивают ее в машину и увозят. Как правило, девушку прячут в доме родственников или друзей жениха, и тут же в дело вступают женщины. Ошеломленной "невесте" говорят, что она должна согласиться выйти замуж за похитителя, что ее отказ может привести к самой настоящей резне, что даже если она вернется в свой дом, то ее статус будет уже не таким, как до похищения и прочее. Девушка подвергается самой настоящей психологической обработке, поскольку если она все же ответит отказом, то тогда это станет ударом по престижу семьи похитителя и ему самому. "А, так это ты (или те), у кого отбили невесту?" - такой вопрос-утверждение будет преследовать их долгие годы.
В Чечне бывали случаи, когда из-за отказа вернуть похищенную девушку между сторонами происходили серьезные столкновения, которые приводили даже к гибели людей. Но такое происходило крайне нередко. В основной своей массе, украденные невесты соглашались выйти замуж за своих похитителей. Как ни крути, но похищение с целью вступления в брак - это все-таки сигнал о том, что юноша действительно влюблен. К тому же, нередко сами «похищенные» выступают в качестве организаторов действа. Причин может быть множество - нежелание родителей девушки выдавать ее замуж за конкретного человека или, например, отсутствие необходимых средств для организации свадьбы у одной из сторон. Иногда "похищение" девушки происходит для ускорения процесса вступления в брак. К примеру, в случае смерти кого-то из близких родственников юноши или девушки, свадьбу, как правило, откладывают на несколько месяцев. Но при этом есть вероятность того, что возлюбленную юноши может выкрасть другой претендент на ее руку и сердце, и в таком случае умыкание невесты - практически единственный реальный выход для влюбленных.
Что же касается принуждения девушки к замужеству, то недавно мне рассказали занимательную историю, произошедшую в Чечне еще то ли в 20-х, то ли в 30-х годах прошлого века. Юноша из горного аула был влюблен в девушку из другого села, но та не принимала его ухаживания, и все попытки парня обратить на себя внимание ни к чему не приводили. И тогда он принял единственно верное решение - украсть невесту. Причем действовать он решил в одиночку. Парень приехал к аулу, где проживал объект его воздыхания и устроил засаду возле ручья, где местные девушки набирали воду, а своего коня он спрятал подальше от этого места, чтобы не вызвать подозрений. Прождав энное количество часов, он, наконец, увидел свою возлюбленную, которая, как было принято в то время, шла за водой с кувшином на плече, вместе с подругами. Выскочив из укрытия, парень схватил "свою" девушку, взвалил ее на плечо и бросился бежать туда, где был привязан его конь. Девушка, безуспешно пытавшаяся вырваться, дотянулась до висевшего у него на поясе кинжала, вытащила его из ножен и отсекла обидчику ухо. Однако обливавшийся кровью парень даже не остановился, а добрался с девушкой на плече до своего коня, взвалил "добычу" в седло и ускакал в свой аул. Говорят, они прожили долгую и счастливую жизнь, а их потомки и сегодня проживают в одном из горных селений.
Умыкание невест, как говорил один из героев "Кавказской пленницы" - всего лишь "старинный, красивый обычай". Ну, как тут не вспомнить товарища Саахова, который вышел из комнаты, где была заперта почищенная Нина, облитый вином, с повисшим за ухом цветком, и удивленно-возмущенно заявил: "Ничего же не сделал, слушай! Только вошел!". Или же Никулина, когда он, жуя арбуз, говорит герою Мкртчяна и его жене, что «в соседнем районе жених украл члена партии"...
Вряд ли нынешнее поколение молодежи откажется от этого обычая, несмотря на все запреты и даже вероятность попадания за решетку. Обычай на то и обычай, чтобы его соблюдать, также, впрочем, как и закон.