Кому нужно возвращение Ахмеда Закаева на "историческую родину"?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".

Мурад Магомадов из Грозного пишет о том, что говорят в Чечне о возможности возвращения туда Ахмеда Закаева.

Мурад Магомадов родился, вырос и сейчас живет в городе Грозный, Чечня. Журналист, публицист, непрофессиональный писатель. Бывший корреспондент газеты "Чеченское общество", писал для Британского института по освещению войны и мира (IWPR).

Вернётся ли в Чечню из Лондона Ахмед Закаев или не вернётся? Поставят ли его в Грозном министром культуры или ограничатся его назначением директором театра? И куда, в конце концов, смотрят президент и ФСБ – неужели они допустят амнистию бывшего полевого командира?

Когда читаешь прессу, то складывается ощущение, что эти вопросы волнуют весь мир, за исключением Чеченской Республики. Разве что сотрудники минкультуры Чечни слегка озабочены – стоит ли им ожидать смены руководства или нет?

Для всей остальной республики вопрос возвращения Закаева жизненно приоритетным ну никак не является. "Вернётся – хорошо, нет – его дело. Сам Закаев – хороший парень, хотя и бывший актёр", - таков примерный характер рассуждений среднестатического жителя Чечни по его поводу.

Актёрское прошлое Закаева вспоминается почему-то больше всего. Правда, большинство не помнит или даже не знает, кого же сыграл Закаев в своей жизни. Кто-то вспомнит его бессмертного веденского оперуполмоченного из махачкалинского поезда, где ещё безбородый суровый милиционер совсем не похож на себя нынешнего. Театралы, возможно, поиронизируют над другой ролью Закаева – Павки Корчагина из "Как закалялась сталь" - уж больно забавно соотносится нынешнее положение экс-актёра с его героем, несгибаемым комсомольцем.

Но большинство о Закаеве судит, исходя, скорее, из общего мнения о нём и в целом о профессии лицедея. Отсюда и шуточки о его возвращении в театр или каламбуры на тему политической сцены, на которую с обычной и ступил в своё время Закаев.

О Закаеве-политике потому, если и вспоминается, то именно в контексте этой иронии. Для жителей Чечни Закаев, скорее, просто беженец, который пользуется своим полувиртуальным статусом представителя Ичкерии для получения убежища в Англии и изыскания для себя благополучной жизни там, чем полноценный министр или премьер правительства в изгнании.

Потому-то все понимают, что от того, приедет ли экс-министр культуры на родную землю или нет, изменится только лишь его судьба. Теракты и нападения боевиков Закаеву не остановить, находись он хоть на Боу-стрит в Лондоне, хоть на проспекте Кадырова в Грозном, для боевиков в горах Чечни он давно чужой и уж тем более не авторитет. Этносепаратистские взгляды, носителем которых является экс-министр культуры ичкерийского правительства, "лесные братья" не разделяют уже достаточно давно.

Боевики Кавказского эмирата (а именно они сегодня воюют на Кавказе) борются с теми, кого считают немусульманами. И им нет разницы, кто эти "немусульмане" по национальности или даже какого вероисповедания (хотя бы и мусульманского) они придерживаются. Закаев с его биографией для них такой же "кафир", как Путин или Кадыров.

На процессе же возвращения "европейских боевиков" - чеченских эмигрантов из Европы - личный пример Закаева никак не скажется – у тех своя судьба и своя голова на плечах. Они сами для себя и решат, где им выгоднее или же где безопаснее жить.

Много говорят о возможных политических резонах возвращения Закаева. В качестве благополучателя таковых называется чеченский президент Рамзан Кадыров. Дескать, привлечёт он Закаева на свою сторону и получит пару политических очков в копилку - перед Путиным с Медведевым. Всё может быть, конечно. И то, что Ичкерия лишится после этого своей (и так достаточно условной) легитимности в глазах Европы, может зачесться Кремлем Рамзану Кадырову. Хотя в силу этой условности и очки будут достаточно абстрактные.

Одним словом, возвращение Ахмеда Закаева на "историческую родину" важно лишь для одного человека – самого Закаева. Продолжать ли ему жить политическим эмигрантом в одном из лучших городов мира или влиться в дружные ряды чеченского чиновничества в другом не менее известном городе мира? Как говорится, все варианты хороши, выбирай на вкус.