Изнасилование в Дагестане: люди не захотели молчать

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".

Руслан Таркиев из Дагестана пишет о запоздалой, но необходимой реакции общества на преступление против несовершеннолетней.

Руслан Таркиев (псевдоним): "Родился в 1970 году в Дагестане. Образование высшее, окончил два вуза. Специальности – экономист и юрист. Работаю заместителем руководителя в одной из коммерческих компаний".

В Дагестане не утихает скандал, связанный с изнасилованием несовершеннолетней жительницы Хасавюрта. Группа подростков в течение нескольких дней удерживала 13-летнюю девочку и подвергала ее жестокому насилию.

Этот случай так и остался бы горем отдельно взятой семьи, если бы не реакция дагестанских журналистов и блогеров. Отчаявшись добиться справедливого расследования дела в милиции, мать девочки обратилась за помощью в один из местных еженедельников. Статья "Подонки, или три кошмарных дня" всколыхнула дагестанскую блогосферу.

Жители Дагестана написали письмо уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову. Реакция от него пришла быстро. Астахов взял под личный контроль расследование преступления, а также направил телеграммы в адрес председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, прокурора Дагестана Андрея Назарова и президента Дагестана Магомедсалама Магомедова с просьбой провести тщательное расследование чудовищного преступления.

В Махачкале прошел митинг молодежи в поддержку девочки, в котором приняли участие несколько сот человек, в том числе представители фан-движения футбольного клуба "Анжи". После этого дагестанские власти словно очнулись от спячки, и последовала реакция. Глава республики взял расследование уголовного дела под личный контроль, а пострадавшую вместе с матерью отправили в санаторий за государственный счет.

Это преступление произошло в сентябре прошлого года, а реакция на него появилась только в феврале, хотя безутешная мать все это время забрасывала письмами правоохранительные органы и все возможные инстанции с просьбой наказать насильников, гулявших на свободе. Только после широкой огласки и реакции руководства республики хасавюртовские следователи начали понемногу раскапывать дело. Причем местные правоохранители были очень озлоблены на столь активную реакцию общества.

В настоящее время уголовное дело изъято из производства Хасавюртовского следственного отдела и передано в вышестоящую инстанцию - Следственный комитет Дагестана. За допущенные при расследовании уголовного дела нарушения к дисциплинарной ответственности вроде бы привлечен следователь Хасавюртовского межрайонного следственного отдела, который вел дело, хотя если попытка развалить уголовное дело действительно имела место, то вообще-то за подобные действия привлекают к уголовной ответственности.

По словам адвоката потерпевшей, Сапият Магомедовой, в своих показаниях девочка заявляла, что когда ее завели в гаражи, где она и была изнасилована, в рядом находящихся автомастерских никого не было, они были закрыты. Поэтому она не смогла никого позвать на помощь. Но потом в деле каким-то образом появились "показания" работников сервиса, которые заявили, что в тот день работали, но ничего не слышали. Как говорит адвокат, она не сомневается, что мастеров вынудили дать такие показания. В свою очередь адвокаты обвиняемых, которые в настоящее время содержатся под стражей, утверждают, что их подопечные ни в чем не виновны.

На Кавказе не принято выносить на обсуждение общественности факты, связанные с изнасилованием, подавляющее большинство жертв преступления пытаются замять дело и не предавать его огласке. Пользуясь этим, многие насильники уходят от ответственности. Мать потерпевшей смогла перешагнуть этот барьер. А сколько еще тех, кто до сих пор в себе носит кошмар, связанный с унижением и позором? 

Считается, что опозоренную девушку никто не возьмет замуж, и вся ее дальнейшая жизнь будет проходить под перешептывания соседей и родственников, приукрасивших историю "дополнительными" подробностями. На вопрос, как бы она поступила, если бы с ее дочерью случилось подобное, знакомая женщина ответила, что вряд ли стала бы обращаться в милицию и предавать дело огласке.

"Что случилось, этого не вернешь. Потом еще выставят так, что дочь была гулящая, сама кого-то совратила. Хотя не знаю. Никому не хотела бы пожелать оказаться в такой ситуации", - сказала она.

Благодаря реакции на преступление, есть надежда, что виновные понесут наказание. Дагестанские блогеры и молодежь республики намерены идти до конца. Если в арабских странах посредством интернета и социальных сетей делались революции, то в Дагестане активные пользователи всемирной паутины обещают в течение короткого времени собрать сотни и даже тысячи людей, чтобы устроить акции протеста против произвола правоохранителей, покрывающих насильников.