"Такое ощущение, что в Дагестане жизнь проходит в параллельных мирах..."
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".
Руслан Таркиев и Сергей Ахмедов пишут о религиозном образовании в Дагестане.
Руслан Таркиев (псевдоним): "Родился в 1970 году в Дагестане. Образование высшее, окончил два вуза. Специальности – экономист и юрист. Работаю заместителем руководителя в одной из коммерческих компаний".
В последнее время разгорелись споры: раздельное обучение в школах мальчиков и девочек – благо это или зло? Мусульманское духовенство Дагестана всё активнее выступает за подобную практику, а в некоторых селах родители вообще не отдают девочек учиться. Некоторые "продвинутые" богословы ссылаются на опыт британских школ, где мальчики учатся отдельно, и это, вроде бы, никому не мешает.
Наиболее остро вопрос стоит в одном из самых "исламизированных" населённых пунктов Дагестана - селении Губден. Здесь более 100 детей, особенно девочек, не посещают занятия в школах. По мнению родителей, девочкам образование вообще не нужно, а если ребёнок не собирается поступать в ВУЗ, ему достаточно и четырёх классов обучения.
В Махачкале как-то провели опрос на предмет того, нужно ли раздельное обучение. Более 90% родителей и самих детей выступили "против". Стоит отметить, что столица Дагестана, где располагается основное число высших учебных заведений и где кипит активная культурная жизнь, больше других старается сохранить светские устои в обществе.
В республике несколько тысяч мечетей, десятки исламских учебных заведений, в которых готовят священнослужителей. Учатся в них, в основном, дети из отдалённых сельских районов. Качество образования в таких учебных центрах государством никак не контролируется. Судя по тому, как в Дагестане назначение имамов мечетей часто перерастает в конфликтные ситуации (местные жители выступают против "назначенцев", желая видеть своего представителя), о трудоустройстве выпускников говорить также не приходится.
Некоторые уезжают учиться за рубеж, в исламские учебные заведения Египта, Сирии, Саудовской Аравии. Именно там, по мнению руководства Дагестана и части духовенства республики, молодые люди и попадают под влияние ваххабитского учения, и, приехав на родину, пытаются внедрить полученные знания в массы.
Практически все мои знакомые, верующие люди, отдают своих детей учиться в обычные светские школы и институты, понимая, что никакая карьера, в хорошем понимании этого слова, выпускнику исламского вуза не светит.
Но и в светских вузах некоторые верующие пытаются установить свои порядки. Моя тётя преподает в институте. По пятницам у некоторых студентов стало привычкой отпрашиваться с занятий в мечеть. После того, как один из преподавателей отказался отпускать их с лекций, ему стали откровенно угрожать!
Хоть религия у нас отделена от государства, она не может быть вне политики. Особенно остро это проявляется в Дагестане. В качестве примера можно привести такой факт: в многонациональном Дагестане практически все ключевые посты Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) заняты представителями одного - аварского - этноса, причем выходцами только из двух районов – Гумбетовского и Шамильского.
В то же время один из местных религиозных деятелей рассказывал мне, что Духовное управление давно превратилось в изолированную, полукоммерческую структуру, не имеющую влияния, и, тем более, не объединяющую всех мусульман.
Из года в год ДУМД критикуют за организацию хаджа в Мекку, после которого сотни паломников жалуются на отвратительные условия его организации, несмотря на огромные затраты.
Практически каждый месяц совершаются нападения на магазины, торгующие исламской литературой. По странному совпадению, незадолго до таких "визитов" магазин посещали ребята спортивного вида, которые требовали убрать с прилавков книги авторов, которые не прошли "согласование" в ДУМД.
Такое ощущение, что в Дагестане жизнь проходит в параллельных мирах. С одной стороны – толпы прихожан в мечетях, ежедневные проповеди о "вечном" и насущном, хиджабы и не дающий по утрам спать голос муэдзина. С другой – выставки модных художников и скульпторов; не пустеющие, несмотря на кризис, рестораны и ночные клубы; красивые, улыбающиеся девушки, одетые по последней европейской моде.
Пересекутся ли эти параллельные миры, или им лучше развиваться каждому в своём направлении? А что бы выбрали вы?
Сергей Ахмедов (псевдоним): "Родился 1968 году в Дагестане (Махачкала), окончил средную школу, имею диплом экономиста, на данный момент безработный".
В Дагестане всегда были сильны исламские традиции. Даже в советский период люди находили возможность для получения религиозного образования. Одни выезжали на учёбу за пределы Дагестана и России, другие обучались тайно. Перестройка стала временем повторного исламского возрождения.
Степень религиозности в Дагестане не везде одинакова. Исламские традиции сильны в горных и предгорных районах, они менее выражены на юге и на равнине республики. Наблюдаются и национальные различия. В частности, более религиозными считаются аварцы, даргинцы, кумыки, к менее религиозным причисляют лезгин, лакцев.
Система религиозного обучения в Дагестане, по большому счёту, везде одинакова, но религиозные учреждения контролируются сторонниками того или иного шейха (духовный руководитель и наставник), что и проявляется в практической жизни.
Духовное управление мусульман Дагестана стремится к монополизации учебного процесса, это у него получается довольно-таки удачно. В свою очередь, Духовное управление контролируется исключительно сторонниками Саида Ациева (Чиркейского), поэтому в школьных программах много внимания уделяется личности Ациева и его трудам. В экзаменационных билетах встречаются вопросы типа "когда родился Ациев, сколько ему было лет, когда его призвали в армию" и так далее. В основе учебной литературы лежат труды дореволюционных местных ученых или современных мусульманских (в основном, арабских) учёных, придерживающихся "традиционного" ислама.
Население же, в основной массе, сегодня предпочитает, чтобы дети получали и светское и религиозное образование. Общество в целом считает выбор образования частным делом каждого человека, поэтому ожесточённых полемик по теме не бывает. Хотя в местной прессе иногда появляются материалы, которые освещают плюсы исключительно светского образования. Религиозное обучение в Дагестане бесплатное, учебные заведения содержатся исключительно за счёт спонсоров. Количество учеников трудно определить, но нет сомнения, что речь идёт о десятках тысяч человек.
Есть отдельные населенные пункты, где частично игнорируется светское образование. У всех на устах селение Губден Карабудахкентского района, где некоторые родители не пускали своих детей в школу, но такое поведение объясняется не негативным отношениям к знаниям, а запретом исламом совместного обучения.
Житель Махачкалы Магомед Хайбулаев утверждает, что пошлёт своих детей в школу, как только обучение станет раздельным. "Я хочу, чтобы мои дети были всесторонне развитыми, но я не могу допустить, чтобы моя дочка сидела в одном классе с мальчиками. Во-первых, это запрещено исламом. Во-вторых, совместное обучение отвлекает учеников от учёбы. В-третьих, в таких школах не учитывается различие в психическом и физическом развитии девочек и мальчиков", - сказал мне он. Он также рассказал, что к нему неоднократно приходил участковый милиционер, который требовал, чтобы он посылал детей в школу. В противном случае, он грозился административным штрафом. Похожие ситуации наблюдаются по всему Дагестану.
Другой махачкалинец Гаджи Гасанов делает упор на непрофессионализме преподавателей. Он рассказывает: "Эти люди закончили местные вузы, где процветает коррупция, где никто не думает о знаниях. У меня и моей жены высшее образование. Я работаю, жена обучает детей. Недавно мой сын без всякой помощи поступил в дагестанский государственный университет".
P.S.: Мой сын учится в политехническом университете, дочь – в государственном университете. Оба они параллельно получали религиозное образование у частных преподавателей.