памятник всем жертвам Кавказской войны с обеих сторон
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
есть вот такая идея, которую продвигает писательница из Абхазии Надежда Венедиктова. если эта тема вам близка, то прошу высказаться.
идея в том, чтобы установить на Красной поляне в Сочи памятник всем жертвам Кавказской войны с обеих сторон.
я решил вынести это на обсуждение, потому что я считаю, что признание исторических ошибок прошлого это необходимое условие развития и прогресса любого государства. ну и еще потому что это памятник ВСЕМ жертвам той войны.
так что, лично я поддерживаю это начинание, хотя и очень слабо верю в ее осуществление, но тем не менее...
ниже небольшая статья Надежды Венедиктовой, где она емко аргументирует почему это нужно сделать.
и напомню тем, кто не в курсе - сегодня 155 лет со дня окончания Кавказской войны - день, который отмечается черкесами как "день памяти и скорби". именно в этот день в 1864 году в честь победы над горскими народами был войсками Российской империи был проведен парад на той самой Красной поляне.
ПАМЯТНИК УЖЕ СТУЧИТСЯ
Когда сочинская Олимпиада-2014 неслась над горами, объемная тень прошлого контрастно высвечивала отсутствие исторической памяти – спортивный праздник проходил в том месте, где 21 мая 1864 года состоялся парад войск Российской империи в честь победного завершения многолетней Кавказской войны, но вряд ли участники и зрители Олимпиады догадывались об этом.
Они приехали наслаждаться борьбой и мужеством спортсменов в только что отстроенный горный курорт, возникший, казалось, на голом месте – великолепие природы и азарт соревнований затмевали все.
Но прошлое, память о котором не участвует в настоящем на правах честного знания и подлинного уважения к пролитой крови, превращается в бомбу замедленного действия – именно поэтому на Красной поляне, куда теперь приезжают отдыхать и играть в казино, надо поставить памятник всем жертвам Кавказской войны с обеих сторон, включая и тех, кто вынужден был покинуть родные места обитания.
Туризм не должен затоптать давнюю трагедию.
Именно сейчас, в эпоху постправды, нестерпимо важно наконец локализовать общую рану в памятнике, символизирующем непрерывность истории и наше признание чудовищной мясорубки жизни.
Кавказская война шла большую часть девятнадцатого столетия – уже ее длительность говорит о силе сопротивления горцев. То, что их сопротивление было сломлено, нельзя считать поражением в бою – это невозможность устоять перед превосходящими во много раз материальными и человеческими ресурсами империи! В этом нет унижения, это горечь объективной реальности, с которой так или иначе знакомы все живые существа. Восхищение Лермонтова, сражавшегося лицом к лицу с горцами, их мужеством и воинской доблестью – это честность культуры вопреки экспансии империи.
Прошло более полутора веков, уже давно нет ни победителей, ни побежденных – ХХ век прошелся катком по всем; все народы нашего социума пострадали так, что врагу не пожелаешь.
Две чудовищных мировых войны с миллионами жертв и гражданская, когда наши предки уничтожали друг друга. Наши народы вместе пережили сталинские репрессии и прошли через лагеря – общность узников, пытавшихся выжить в нечеловеческих условиях, преодолевая чужую подлость и страх смерти, это одна из нетленных ценностей, которыми может гордиться человечество.
Кавказ во многом оплодотворил культуру России, и без выходцев с Кавказа трудно представить себе общий культурный ландшафт. История на всех одна, и размытое селфи на фоне черной дыры беспамятства скрывает наши подлинные лица.
Любой народ – это не застывшая этническая масса под катком истории, а кипящий бульон, в котором рождается баланс между национальной идентичностью и открытостью миру. Каждый, пусть даже бессознательно, живет в трех слоях – человек-народ-человечество, и авторский способ существования народа набирает обороты – народ освобождается от диктата истории и обретает черты личности.
Памятник всем жертвам должен быть дерзким – прошлое и будущее должны взаимодействовать в нем с энергией созидания, чтобы насытить настоящее жесткой нежностью истины; он должен приковывать внимание праздной публики, разверзая перед ней бездну истории; а потомки участников этой грандиозной эпопеи будут склонять головы перед мощным эхом событий, совершавшихся здесь когда-то под свист пуль и лязг сабель.
статья отсюда