"Азамат Габуев — романтик, скрывшийся под маской сатирика"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

в продажу поступила книга Азамата Габуева «ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ НА СОЛНЦЕ», опубликованная авторитетным российским издательством ЭКСМО. вообще-то, это значимое событие в литературной жизни Осетии, хотя бы потому что далеко не каждый день в российских издательствах публикуют книги осетинских авторов и об Осетии. несомненно, это большое событие и в карьере самого Азамата, который с первой книгой получает новую аудиторию и новых критиков, с чем его и поздравляю.

насколько я понял, в книгу вошли как и известные уже вещи, так и до этого не публиковавшиеся. два слова от себя.

за творчеством Габуева слежу давно, еще с первых рассказов в "Дарьяле". потом были весьма нашумевшие в осетинском интернете "Реваз" и Аделина". повести, которые рисовали до предела клишированный образ мышления современного жителя Осетии. собственно, мне кажется это главная тема творчества Габуева - картинка современной Осетии, мечущейся между настоящим и прошлым, прогрессом и особенностями архаичного уклада жизни. но опять же, это очень концентрированная и максимально типизированная картинка. и что интересно, за этим не чувствовуется никакой осуждающей позиции автора. в этом особенность стиля Габуева, его сатира едва уловима, и далеко не каждый читатель ее разглядит. так и хочется после прочтения спросить автора: "И чё?", "Ты за чё вообще написал?". но автор уже сказал все, что хотел.

ниже публикую предисловие к книге критика Валерии Пустовой. а по этой ссылке можно, собственно, купить книгу.


ОСЕТИНСКИЕ  МАСКИ

Азамат  Габуев  —  новое  имя  в  славном  ряду  авторов 

нового  поколения,  пишущих  современную  —  ироничную,  пристальную,  сверенную  с  информационными  сводками  —  литературу  о  Кавказе.  Это  тенденция  в  литературе  модная:  проза не только о Кавказе — но и о других регионах России, их  мифах  и  сегодняшнем  быте,  древнем  языке  и  новом  вавилонском смешении, свято хранимых обычаях и цифровых потоках, размывающих былую специфику.

Но  именно  молодая  литература  о  Кавказе  мгновенно  привлекает внимание, будто срочное сообщение в новостном блоке. Это регион — а значит, и проза — на пересечении религий и нравственных убеждений, семейных укладов и мод, определяемых подчас не глянцевыми журналами, а митингами и перестрелками, это проза стыков и столкновений.

Это книги о регионе, где растерянность человека перед сегодняшним  разнообразием  моделей  поведения  и  самореализации достигает критического пика.

К  чести  авторов  литературы  о  Кавказе,  скажу,  что  с  точки  зрения художественной их не уравняешь в одном ряду.

Наблюдательная и ироничная проза Алисы Ганиевой, чувствительная и взрывоопасная — Марины Ахмедовой, уверенно играющая с мифами и идеями — Германа Садулаева, равно как произведения  других,  не  так  широко  известных  авторов,  чьи  тексты  стали известны мне благодаря Форумам молодых писателей России, — каждое из этих эстетических воплощений современного Кавказа требует своего читателя. И  Азамат  Габуев,  встреченный  мною  впервые  на  Форуме,  привлек  мое  внимание  не  только  тем,  что  пишет  о  Кавказе. 

Меня удивило, как хорошо он понимает своих сверстников, для которых, в силу места рождения, обычный выбор пути, принципов и пары — а именно этот выбор придает юности интригу и остроту  —  означает  жесткую  альтернативу:  выпасть  из  современности или оторваться от корней.

Осетинский  прозаик,  опубликован  в  Esquire  —  выдает  мне  поисковик  по  запросу  «Азамат  Габуев»,  и  я  начинаю  немного  понимать,  каково  это  —  принадлежать  бдительно  хранящему  себя народу. В литературе или бизнесе, на вершине или в проигрыше тот, кто вышел из Осетии, всегда прежде всего осетин и  за  родину  представительствует.  И  где  бы  ни  был,  как  бы  ни менял себя, хорошо виден родине и родне. Владикавказская проза Азамата Габуева — экскурсия в мир, где каждая мелочь о тебе имеет значение.

Вот  почему,  наверное,  сам  автор  умело  прячется:  Азамат  Габуев пишет ролевую прозу, особенно увлекательную там, где вжиться в образ ему не помогает личный опыт. Он готов испробовать полярные точки зрения на себе.

Книга, которую вы держите в руках, похожа на зеркальную анфиладу,  где  в  бесконечности  отражений  теряется  оригинал. 

О том, чем живет молодая Осетия, здесь рассказано от лица мужчины  и  женщины,  вольнодумца  и  традиционалиста,  правдоискателя и карьериста, интеллектуала и обывателя. Две истории, в каждой из которых по два непримиримых рассказчика, создают захватывающую  качку  мнений.  В  чьих  глазах  Осетия  —  настоящая?  —  определить  так  же  трудно,  как  ответить  на  известный риторический вопрос: легко ли быть молодым? Потому что проза о Кавказе никогда не говорит собственно о Кавказе.

Азамат  Габуев  написал  книгу  о  том,  как  трудно  быть  молодым:  свободным,  ни  на  кого  не  похожим,  ищущим  свой  путь,  творящим  новый  мир  вокруг  себя.  Его  Осетия  —  это  площадка  повседневных  личностных  экспериментов.  Здесь,  в  силу  особенностей  региона,  слишком  явно  проступает  связь  между  ценностями  и  образом  жизни.  Да  что  там,  обликом  самого  человека  —  его  речью,  одеждой,  кругом  общения,  течением  каждого дня.

В  Осетии  Азамата  Габуева  каждая  мелочь  о  тебе  —  дело  принципа. Загвоздка, однако, в том, как бы принцип не стал делом жизни.

Героиня, чей голос вводит нас в эту книгу и в летний Владикавказ,  с  усмешкой  отзывается  о  поисках  национальных  корней, но разочарована она не в традициях и устоях как таковых.

Она просто ищет мотивацию более важную и близкую для нее, чем  коллективная  память:  неподдельное  переживание,  которое позволило бы ей лично убедиться в необходимости так или иначе построить жизнь.

Крутить  натужные  романы  и  устраивать  престижное  замужество, пробиться на самый популярный факультет и дождаться  выгодной  должности,  встречать  кавалера  по  марке  его  машины и устраивать девушке

проверку на прочность добрачных запретов, — или взбунтоваться, покрасить волосы и проколоть пупок, рвануть в бармены и фотографы, глотать коктейли и продвинутую музыку, — за что ни возьмутся герои Габуева, все делают как-то наобум, будто в попытке бегства.

Бунт  или  традиция  —  безразлично,  что  выбрать,  если  не  пришел к согласию с собой.Благодаря  этой  книге  вы  убедитесь,  как  опасно  строить  жизнь по любой модели.И  почувствуете,  что  вовсе  не  принципиальность  напоказ:  бунт назло или обычай для приличия, — а степень искренности с собой придают жизни настоящую основательность.

Осетия  Азамата  Габуева  —  это  место,  где  проще  плыть  по  течению — и довольствоваться безопасным удовлетворением минимальных запросов.

Но разве где-то за пределами Осетии выбор между приспособлением  и  риском,  привычкой  и  познанием,  комфортом  и  инсайтом решается людьми иначе?

Азамат Габуев — романтик, скрывшийся под маской сатирика. Он пристально наблюдает нравы в родной Осетии, но если смеется — то над человеком вообще, который, где бы ни жил, предпочитает  «сидеть  верхом  на  сбывшихся  мечтах»  и  делать  вид, что счастлив.

Давайте вместе с ним махнем во Владикавказ. Там «легко добраться до любого места, тепло и можно пить воду из крана», а на богатой свадьбе «черная икра, шоколадный фонтан, свежая сёмга, судьи, мэр, спикер»...

Вам  кажется,  этот  образ  Владикавказа  нестерпимо  упрощен? Ну так будьте уверены: ни о нем, ни о любом ином явлении люди судят не более справедливо и глубоко.

Потому  что  понять  жизнь  по-настоящему  —  во  власти  тех,  кто готов прочувствовать ее лично и в полную силу.

Так, как понял и прочувствовал свой родной город молодой писатель Азамат Габуев.

Валерия Пустовая