Коста XXI века

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

небольшое размышление к 110-летию со дня смерти Коста Хетагурова, основоположника осетинского литературного языка. 

к этой дате местный фотограф Борик Тменов опубликовал замечательную серию фотографий, снятую в горах, где Коста изображает местный парень. вот одна фотография, а по этой ссылке в вк еще четыре:

это один из известных его образов, появившихся в советское время - Коста-воин, величественный и упрекающий самим взглядом. таким же он изображен и у "Осетинского театра" во Владикавказе, автор - Сосланбек Тавасиев, 1955-й год.

насколько это соотносится с его действительной личностью не знаю, но есть мнение, что очень мало соотносится. например, как все мы знаем, скульптор Владимир Соскиев против этого образа, часто изображая Коста как будто больным, печальным и депрессивным человеком. его памятники как будто намеренно уменьшены в размерах до почти детских, что дает много поводов для споров об уместности этого памятника на главной улице Владикавказа:

но есть и более спокойные, но также весьма растиражированные образы. например это изображение, которое я встретил в центре Владикавказа. здесь он какой-то обыденный, я бы сказал "городской", и все эти оборванные объявления вокруг только подчеркивают эту характеристику:

таким же он перекочевал на стену хипстерского кафе на Проспекте мира:

вообще, изображать Коста сейчас стало очень модным, и мне это нравится - то, что его образ не костенеет, а наоборот, развивается в разных направлениях, от классических до самых современных. Коста по сути стал одним из самых тиражируемых образов в местной, осетинской массовой культуре. немного сдав позиции "воина", Коста стал "хипстером", ворвавшись в головы молодых людей. я уже как-то писал, что видел тату - портрет Коста на ноге у одного чувака.

мне кажется, что наше общество потребляет Коста, он стал медийным продуктом. мы его идеализируем, мы постоянно ссылаемся на него, цитируем и горячо обсуждаем его памятники. как это часто бывает, мы выбрали себе культ одной личности в качестве совести народа, и следуем ему. в каком-то смысле это неплохо, Коста стал нашим национальным брендом, мы им гордимся и мы им хвастаемся за пределами Осетии. мы не хвастаемся нашей местной Мэрилин Монро - Ташей Газдановой, мы именно хвастаемся очень хорошим поэтом и мыслителем, просветителем и демократом, это замечательно.

но тут всегда есть опасность, потому что все чрезмерно массовое отталкивает. Коста на местном уровне стал очень медийным, раскрученным, еще не попсовым, но уже поп-артовым - предметом масс-культуры. и мне кажется, что когда Уорхол печатал свои знаменитые картины Мэрилин, он имел в виду именно это - растиражированность образа и больше ничего. ничего плохого и ничего хорошего, никакого оценочного суждения, просто ощущение эпохи, главным признаком которой стало потребление, в первую очередь информации:

вот мой вариант изображения Коста, я сделал его в интернете меньше, чем за одну минуту. он символизирует взгляд на Коста из сегодня, из наших реалий, когда существует великий Поэт и почти ничего кроме него. когда молодежь обыгрывает его образы в фотошопе, когда они отращивают бороды "под Коста", когда его портреты накалывают себе на тело и прочее.

когда тиражирование образа и обсуждение того, каким его следует изображать, значительно превосходит изучение его наследия. Коста 21-го века.

АЦ