Маркедонов: передел границ Ингушетии требует изменения политики на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Перестройка в рамках отдельно взятой Ингушетии трудноосуществима и малоэффективна. Для изменения ситуации в этой и в сопредельных республиках нужно, чтобы Москва захотела поменять "правила игры" на всем Северном Кавказе, считает считает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.
Как сообщал "Кавказский узел", 31 января в Ингушетии пройдет народный съезд республики. Указ о его проведении 8 января подписал президент республики Юнус-Бек Евкуров. На съезд выставлены три главных вопроса для обсуждения: общественно-политическая ситуация в республике, меры по борьбе с коррупцией и закон о местном самоуправлении.
Представители оппозиции ранее заявили, что намерены поставить вопрос об отсрочке вступления в силу закона о местном самоуправлении, пока не будет в полной мере реализован закон о реабилитации репрессированных народов и не будут решены проблемы беженцев из Пригородного района, а также статуса самого этого района (в Ингушетии считают, что этот район должны вернуть в состав республики).
Закон "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской республике" был принят Госдумой в конце октября 2008 года и одобрен Советом Федерации 12 ноября.
Проблемы местного самоуправления названы среди приоритетных неслучайно, считает Маркедонов. Осетино-ингушский конфликт из-за статуса и принадлежности Пригородного района, хотя и притушен, но не разрешен до конца. Таким образом, местное самоуправление для Ингушетии - это и проблема конфликтного урегулирования, и, не в последнюю очередь, вопрос о перспективах отношения к России и к ее политике на Северном Кавказе, полагает аналитик.
"Для новой власти съезд станет своеобразным рентгеновским снимком социально-политической ситуации в Ингушетии, а для общества - тестом на легитимность Юнус-бека Евкурова", - приводит слова Маркедонова "Газета.ру".
Он полагает, что созыв съезда будет промежуточным итогом и проверкой на эффективность "нового курса" нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
Маркедонов отмечает, что основа "нового курса" региональной власти - попытка организации диалога с гражданским обществом. Поддержка общества необходима для преодоления "дефицита легитимности", который, утверждает Сергей Маркедонов, остро чувствовался в деятельности предыдущей администрации. "Иначе президент Ингушетии рискует превратиться в президента Магаса со всеми вытекающими отсюда последствиями. У него просто не будет общественной поддержки, в том числе и для жесткого "наведения порядка"", - говорит эксперт.
Пока, по словам Маркедонова, можно зафиксировать несколько промежуточных итогов "нового курса" Евкурова. "Во-первых, налажен диалог с лояльной светской оппозицией, что можно и нужно было сделать еще несколько лет назад. Более того, ряд ее представителей были кооптированы во власть", - говорит Сергей Маркедонов.
Во-вторых, утверждает он, установлен контакт с правозащитниками, как местного, так и общенационального уровня. 24 декабря Евкуров встретился с Людмилой Алексеевой и Валерием Борщовым. Во время разговора с ними он сам дал жесткую оценку действий "силовиков".
В-третьих, произошла смена главы МВД Ингушетии. "Ранее именно эта структура была предметом наиболее жесткой критики со стороны лояльной светской оппозиции", - отметил аналитик.
В-четвертых, Дмитрий Медведев в ходе своего визита заявил о том, что до 2015 года республика получит из федерального бюджета 29 миллиардов рублей. По подсчетам СМИ, эта сумма составляет три годовых бюджета республики. "Теперь хотя бы обозначены перспективы решения финансовой проблемы", - говорит Маркедонов.
Все это, полагает аналитик, будет предъявлено Евкуровым на съезде 31 января в качестве первых серьезных успехов.
Тем не менее, перед главой Ингушетии стоит серьезная задача - противодействие "антигосударственному подполью", для лидеров которого разницы между Зязиковым, Евкуровым или Аушевым не существует, говорит Сергей Маркедонов.
Еще одна проблема - Пригородный район. Сегодня активная часть ингушского общества видит решение этого вопроса в присоединении спорной территории к Ингушетии. Среди таких активистов немало и правозащитников, и представителей лояльной светской оппозиции.
Но вариант передела границ, по мнению Маркедонова, политически опасен, прежде всего, для самой республики. Не говоря уже о реакции Северной Осетии. Решение территориального спора в пользу Ингушетии станет для Северного Кавказа прецедентом намного опаснее "косовского", поскольку соседняя Чечня не раз оспаривала у Ингушетии Сунженский и Малгобекский районы.
"В случае принятия решения по Пригородному району в пользу Ингушетии возможно выдвижение территориальных требований уже к ней самой. И это уже не говоря о том, что прецедент по изменению внутригосударственных границ всколыхнет Дагестан, где один "ауховский узел" чего стоит", - утверждает аналитик.
В качестве новых подходов Маркедонов предлагает обеспечение безопасности и прав лиц ингушской национальности в Северной Осетии без "перекройки" северокавказских границ.
Борьба с террористическим подпольем и радикальным исламом тоже не должна сводиться к тотальной охоте за посетителями мечетей, считает Маркедонов. Само население должно осознать, что практическое внедрение жестких социально-культурных моделей защитников "чистого ислама" ударит по их же правам, правам людей, привыкших к светской повседневности.
Но самая главная проблема, говорит аналитик, находится в Москве. "Захочет ли Москва менять "правила игры", которые сегодня существуют на всем Северном Кавказе? "Перестройка" в рамках отдельно взятой Ингушетии, во-первых, трудноосуществима, во-вторых, малоэффективна. Готов ли Кремль рассматривать этот регион не только как "стратегически важный", но и как территорию, населенную гражданами России, имеющими не только конституционные обязанности, но и права?" - вопрошает Сергей Маркедонов.