Инициатива в области грузино-осетинских отношений
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузино-осетинские отношения в настоящее время находятся в непростом состоянии. Продолжающееся вооруженное противостояние в Южной Осетии и вокруг нее, грузино-российские противоречия не могут не осложнять отношения двух народов, веками живущих бок о бок. В то же время, очевидно, что нынешние, зачастую эмоционально нагруженные отношения между двумя народами не являются чем-то нормальным, приемлемым и, тем более, вечным.
Можно с уверенностью сказать, что самыми прочными оказались грузино-осетинские связи в сфере экономики. Они никогда не прекращались, хотя и бывали разного уровня легальной прозрачности. Несмотря ни на что, не прекращались и человеческие связи между людьми, живущими в Осетии и Грузии.
Исходя из этого, можно предположить, что как раз эти два фактора — экономику и гуманитарные связи нужно использовать для достижения желательного уровня взаимоотношений между грузинами и осетинами, который бы соответствовал интересам обоих народов.
В данный момент трудно себе представить быстрое улучшение ситуации в Южной Осетии, но зато ситуация в Северной Осетии остается стабильной и грузино-осетинские отношения было бы уместно и полезно поддерживать и в этом направлении.Северная Осетия является местом проживания многих осетин, которые связаны с Грузией культурными, кровными и другими узами, в том числе выходцы из Южной Осетии. В Северной Осетии также издавна проживает немалая грузинская диаспора.
Торговля в обоих направлениях между Северной Осетией и Грузией была довольно сильно развита и приносила немалую прибыль обеим сторонам до недавнего времени. К сожалению, по мотивам, которые можно назвать политическими, российской стороной эти связи почти сведены на нет после запрета на ввоз различной продукции из Грузии, а затем и вовсе закрытия пограничного пункта Верхний Ларс. Ни Грузия, ни Северная Осетия от этих действий ничего не выиграли, а скорее проиграли. Значит, надо попробовать эту ситуацию как-то исправить.
Северная Осетия не является самостоятельным государством, поэтому она не может сколь-нибудь эффективно управлять этими процессами, но Республика Грузия, будучи независимым государством, вполне могла бы воздействовать на ситуацию со своей стороны. Если Российская Федерация в одностороннем порядке ввела льготы для пересечения государственной границы жителям Южной Осетии и Казбегского района Республики Грузия, то почему бы Грузии не пойти на подобные односторонние шаги, касающиеся граждан Северной Осетии и возможно других республик Северного Кавказа, например, адыгоговорящих родственников абхазов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев и т.д.?
Среди этих мер могли бы быть такие как введение Грузией одностороннего безвизового въезда для граждан Северной Осетии (как вариант, также для граждан Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи) в Грузию, автоматическое разрешение на длительное пребывание в стране, льготная ставка таможенной пошлины для товаров, произведенных на территории Северной Осетии при их ввозе в Грузию и т.д.
Несмотря на некоторые потери для бюджета Грузии, данные меры наверняка принесут прямую экономическую выгоду в конечном счете. Но, конечно, самые большие дивиденды даст политическая и социальная составляющие данных решений.
Во-первых, это будет ясное подтверждение того, что Грузия действительно является «строителем Кавказского Дома», во-вторых, что Грузия настроена на диалог, сотрудничество и мирное решение существующих проблем, в-третьих, после этого мяч уже будет на российской стороне и возможна она будет вынуждена пойти еще дальше в степени открытости, от чего выиграют все стороны, в-четвертых, это будет позитивным сигналом и для других регионов Кавказа, где этот опыт может быть применен.
Разумеется, этот список можно было бы продолжить, но и приведенного достаточно для того, чтобы понять, что односторонние действия Грузии могут иметь очень позитивные и долгосрочные последствия не только для самой Грузии, но и для всего региона Кавказа.
Валерий Дзуцев
Английский оригинал статьи опубликован на сайте Georgian Foundation for Strategic and International Studies 4 августа 2006 года.