Сара Мендельсон: Права человека и борьба с терроризмом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Плачевный послужной список Владимира Путина в сфере демократии и прав человека ставит вопрос о том, должна ли администрация Буша оставаться в стороне от встречи Большой Восьмерки, которая пройдет в июле в Санкт-Петербурге. Такая позиция, однако, не только не повлияет на ситуацию в России, но может наоборот усилить распространенное мнение о том, что лицемерные западные демократии призывают к реформам других, но при этом сами нарушают права человека.

В попытке противостоять радикальному исламу и обеспечить своих граждан безопасностью, основные государства евроатлантического сообщества все больше готовы игнорировать или произносить пустые слова о своих обязательствах по международным правам человека и гуманитарному закону.

Такая торговля между правами человека и безопасностью – это тема, которая должна обсуждаться на трансатлантическом форуме. Назвать Россию "плохой", а Запад – "хорошим", значит лишь замалчивать опасную динамику.

Это не означает, что я предлагаю закрыть глаза на нарушения прав человека в Российской Федерации. Я очень много об этом писала еще тогда, когда другие восхваляли президента Владимира Путина как реформатора. В течение нескольких лет я работала с молодым поколением российских правозащитников над рядом кампаний по правам человека*. Мои коллеги обнародовали многочисленные детальные отчеты об исчезновениях, избиениях, издевательствах и запугивании. Описанные выше примеры все более экстремальных форм нарушения прав человека государственными чиновниками к сожалению широко известны в Чечне и Северном Кавказе в целом.

До недавнего времени, однако, евроатлантическое сообщество оставалось удивительно безразличным к проблеме нарушения прав человека в России. Например, Европейский Союз под британским председательством направил поздравительное письмо (см. аналогичное сообщение в русской версии "Кавказского узла", - прим. ред. "КУ") после "парламентских выборов" в Чечне в ноябре 2005 года. Эти "выборы" были прямым следствием референдума, результаты которого были признаны сфальсифицированными.

Евроатлантическое сообщество кажется безразличным не только к нарушениям прав в России, но к правам человека в целом. Государственные ведомства, включая армию, разведку и полицию, используют подходы и методы, нацеленные на борьбу с терроризмом, которые в действительности лишь злят и отталкивают мусульманское неселение и, похоже, увеличивают, а не сдерживают, экстремизм.

Более того, эрозия норм и законов, защищающих права человека, в основных государствах и евроатлантических организациях является усиливающим фактором для негативной политической траектории ряда евроазиатских стран. В результате, правозащитники все больше оказываются в изоляции, в то время как приверженцы авторитаризма чувствуют себя все более уверенно. В некотрых случаях, такое положение дел является мотивацией для террористов. Самым настораживающим является тот факт, что во всем регионе те, кто принимает решения, отказываются признать, что пренебрежение правами человека – связано ли это непосредственно с политическими решениями или их исполнением – имеет серьёзное, негативное влияние на безопасность.

Нам необходимо предпринять несколько действий одновременно: разработать эффективную и целесообразную политическую линию в отношении России, учитывая откат в сфере демократии и прав человека; восстановить наши собственные нормы и законы прав человека; и, самое сложное, найти пути снижения риска террористических атак. Эти проблемы настолько сложны, что для их решения не существует простого политического рецепта. Они поэтому заслуживают совместного исследования и обсуждения в различных частях международного сообщества. Отдельные исследования указывают на то, что эффективные антитеррористические стратегии, уважение к правам человека и верховенство закона неразрывно связаны между собой, но необходимо еще много практической работы для того, чтобы убедить в этом тех, кто принимает политические решения в Соединенных Штатах, Европе и Евразии.

Лучше начать эту работу сейчас, до того как Россия окончательно от нас отгородится и мы еще больше отдалимся от правильного курса, или произойдет очередная террористическая атака. Вопрос взаимоотношения между правами человека и безопасностью должен быть на повестке дня саммита Большой Восьмерки, если не в Санкт-Петербурге в 2006 году, то в Берлине в 2007.

11 мая 2006 года

Примечания

*  Подробнее о данных правозащитных кампаниях см. на "Кавказском узле" и "Социальный маркетинг и права человека", информационное агентство "МЕМО.Ру" на сайте Международного общества "Мемориал" (прим. ред. КУ).

источник: The Washington Post