Обращение представителей гражданского общества Абхазии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Взрывы 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне отозвались новой войной на территории Абхазии. Оправдались пессимистические ожидания тех, кто опасался, что осложнившаяся международная ситуация станет ширмой для больших и малых государств в силовом обеспечении собственных интересов. Проявили активность так называемые "малые империи", которые пытаются получить "свой кусок пирога", каковым для Грузии является Абхазия.
Как известно, Абхазия осуществила свое право на самоопределение в 1992-1993 годах, когда провалилась военная авантюра Грузии. Переговорный процесс, продолжающийся в течение 8 послевоенных лет, не принес устойчивого мира. Абхазии настойчиво предлагают статус автономии, которым она обладала до 1992 года и который не смог защитить ее от грузинской военной агрессии, поставившей народ Абхазии на грань физического уничтожения. Предложения об установлении равносубъектных отношений между Абхазией и Грузией не нашли поддержки у международных посредников в переговорном процессе, и тем самым избавили Грузию от необходимости идти на компромиссы.
Переговорный процесс осуществлялся на фоне непрекращающейся диверсионно-террористической деятельности грузинских спецслужб и так называемых "неконтролируемых" бандформирований, базирующихся на территории Грузии. Причастность грузинских спецслужб к кровавым акциям на территории Абхазии подтверждается хотя бы тем, что практически при каждой неудавшейся военной авантюре, осуществляемой руками этих банд, именно грузинские власти подписывают официальные документы о прекращении огня, разведении вооруженных формирований и гарантиях по недопущению силовых действий, такие, как протокол от 26 мая 1998 года.
Деятельность бандформирований нельзя расценить иначе как диверсионно-террористическую, поскольку она основана на использовании систематического насилия в отношении гражданского населения для достижения политических целей. С 1994 года только в Гальском районе Абхазии от рук террористов погибло более 100 мирных жителей. Часто причиной убийств гражданских лиц становится сотрудничество с официальными властями Абхазии.
Гражданское население - не единственная мишень грузинских террористов. С июля 1994 года в зоне действия миротворцев погибло 89 военнослужащих Коллективных сил СНГ по поддержанию мира, 59 сотрудников МВД и 41 военнослужащий Министерства обороны Республики Абхазия. Широкое распространение получила практика захвата в заложники сотрудников международных организаций, в основном Миссии ООН по наблюдению в Грузии. В столице Абхазии и других населенных пунктах имела место серия взрывов в жилых домах и зданиях государственных учреждений. А 8 августа 2001 года в Пицунде, в разгар курортного сезона, сорвалась очередная террористическая акция, жертвой которой могли стать тысячи отдыхающих и местных жителей. Акция сорвалась только потому, что одно из взрывных устройств сработало в руках террориста - молодого человека, приехавшего из Грузии "навестить" родственников в Абхазии.
События последних месяцев показывают, что официальный Тбилиси в террористической войне против Абхазии теперь не ограничивается собственными "ресурсами", используя для этой цели международные силы. Грузинские власти осуществили переброску боевиков из Панкисского (Грузия) в Кодорское ущелье Абхазии. Грузинские политики признают, что переход боевиков из Грузии в Абхазию "совершился не по недосмотру, а при прямом пособничестве МВД Грузии" (депутат грузинского парламента К.Давиташвили) и что "эта авантюра планировалась в течение нескольких месяцев" (экс-министр юстиции М.Саакашвили, депутат парламента Г.Таргамадзе). Зафиксированы свидетельства жителей сел в Панкисском ущелье о вербовке представителями грузинских спецслужб боевиков из скрывающихся там отрядов для похода в Абхазию.
Для недопущения боевиков в Кодорское ущелье и предотвращения военного столкновения абхазские власти на протяжении трех последних месяцев использовали все возможные политические средства, включая поездку премьер-министра А.Джергения в Тбилиси 28-29 сентября. Грузинская сторона признала наличие вооруженных групп вблизи границы с Абхазией. Более того, президент Грузии обещал "вывести незаконные вооруженные формирования из северной части Кодорского ущелья", таким образом в очередной раз опровергнув утверждения грузинской стороны о неподконтрольности этих групп. Однако спустя всего несколько дней после возвращения Джергения из Тбилиси произошли первые нападения террористов на села, расположенные на территории Абхазии, в результате чего были убиты и изувечены мирные граждане.
Сегодня в Кодорском ущелье абхазские вооруженные силы и резервисты остановили продвижение свыше 500 террористов, среди которых наряду с грузинскими боевиками воюют прекрасно экипированные и обученные террористы различных национальностей. За 10 дней активных боевых действий от рук террористов погибли более 20 жителей Абхазии. 8 октября террористы сбили вертолет Миссии ООН, совершавший патрулирование в Кодорском ущелье. В результате этого варварского акта погибли 6 сотрудников Миссии и 3 члена экипажа.
К сожалению, ситуация в Кодорском ущелье, разворачивавшаяся в течение последних месяцев, не вызвала должной реакции со стороны Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). Возможно, одной из причин пассивности Миссии было то, что как раз в период переброски террористических групп на территорию Абхазии, грузинская сторона не давала МООННГ разрешения на патрулирование Кодорского ущелья. МООННГ подтвердила факт присутствия вооруженных лиц на территории Абхазии лишь после того, как эта тема получила достаточно широкое освещение даже в грузинской прессе. Однако представители Миссии оценили сообщения об ожидаемых столкновениях как "искусственно раздутые с целью спекуляции". Подобное приуменьшение значимости происходивших событий не могло способствовать предупреждению новых столкновений.
Абхазия не в первый раз подвергается военной агрессии. Но сегодняшняя авантюра приняла новый характер в связи с тем, что Грузия использует международные террористические силы для достижения политических целей. В то время, когда весь мир объединился в своем осуждении терроризма, важно быть последовательными и вести борьбу с терроризмом всех уровней вплоть до государственного. Тот факт, что терроризм в данном случае направлен против непризнанного государства, не должен быть основанием для того, чтобы его игнорировать. Терроризм остается терроризмом, кто бы ни был его объектом.
Мы обращаемся к мировому сообществу с призывом потребовать от Грузии немедленного прекращения агрессии и осудить деструктивные методы решения проблемы.
Что касается переговорного процесса, то он должен быть возобновлен. Важно, чтобы и ООН, под эгидой которой проходят переговоры, и Россия как посредник не ставили знак равенства между разрешением конфликта и восстановлением территориальной целостности Грузии, поскольку это значительно сужает возможности для поиска новых путей урегулирования. Необходимо перевести переговорный процесс на качественно новый уровень, при котором решения не будут подгоняться под позицию более сильной, в данном случае - грузинской стороны, а будут основываться на учете интересов и потребностей обеих сторон.
15 октября 2001 года, Сухуми, Республика Абхазия