Грузинских депутатов - наблюдателей от ОБСЕ - не пустили в Белоруссию
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Ян Рунов.
Андрей Шароградский: Александр Лукашенко сегодня сам подтвердил, что грузинских депутатов, прибывших в Белоруссию в качестве наблюдателей от ОБСЕ, не впустили в страну именно по его указанию. Парламент Грузии выступил с ответным довольно резким заявлением.
Олег Кусов, Москва: Как сообщают информационные агентства, Александр Лукашенко сегодня рассказал о своем распоряжении впустить на президентские выборы в страну даже тех, кому ранее был закрыт въезд в Белоруссию, кроме парламентской делегации Грузии, даже, несмотря на то, что делегация прибыла в Минск под эгидой ОБСЕ. Грузинские депутаты были задержаны в аэропорту Минска, в течение двух суток они оставались на положении арестованных, их допрашивали сотрудники КГБ Белоруссии.
Действия белорусских властей говорят о том, что они боятся справедливых выборов и присутствия на них независимых наблюдателей, заключили грузинские депутаты по возвращении на родину. Случай с задержанием грузинских депутатов лишний раз доказывает, что выборы президента Белоруссии были недемократическими. Говорит вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани.
Михаил Мачавариани: Все 9 человек были членами парламента, официально они были представителями ОБСЕ. Все документы об этом говорили. Просто когда надо было вылетать в Минск, кто-то позвонил по телефону и сказал: "Знаете, в Минске их не регистрируют". Мы сказали: "Хорошо, но дайте нам официально, почему это происходит". Мы решили ехать, потому что у нас был мандат ОБСЕ. И то, что наших наблюдателей, членов парламента, не пустили в Белоруссию, наоборот, были какие-то обвинения, что готовится какой-то заговор, эта теория заговора, это вообще плохо заканчивается везде. Мы все видели и это подтверждают международные наблюдатели, что там не было честных выборов. В той обстановке, в которой прошли выборы, такого результата все должны были ожидать.
Олег Кусов: Официальные результаты президентских выборов показали, что сегодня представляет собой политическая система Белоруссии.
Михаил Мачавариани: Такой результат, в какой ситуации живет страна. Там нет, как класса, ни пишущей медии, ни электронной медии, там все как в старые времена, при Советском Союзе, руководитель КГБ может назвать некоторые фамилии, обвинить в заговоре против Белоруссии. А мы хотим добрососедских заявлений, мы просто всегда говорим, что Белоруссия не должна себя изолировать от остальной Европы, от остального мира. Вот это наша позиция и мы говорим, что дадим белорусам свободный выбор.
Андрей Шароградский: Соединенные Штаты так же не считают , что выборы президента в Белоруссии были свободными и честными. Вашингтон намерен провести консультации со своими союзниками по поводу возможных действий. Подробнее об американской реакции на результаты выборов в Белоруссии - Ян Рунов.
Ян Рунов, Нью-Йорк: В Вашингтоне явно не спешили с объявлением своей реакции на выборы в Белоруссии, предоставив первое слово ОБСЕ, Европейскому союзу и НАТО. Госдепартамент официально заявил лишь, что действия белорусского правительства, предшествовавшие выборам, несовместимы с проведением действительно свободных и честных выборов. Во время самих выборов ничего не изменилось. США не раз называли режим Лукашенко последней диктатурой в Европе и предупреждали, что выборы трудно будет признать, поскольку им предшествовал разгром оппозиции и независимой прессы.
О своем отношении к выборам высказался вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Кайл Паркер.
Кайл Паркер: Выборы привлекли большое внимание. Оптимизм внушает тот факт, что оппозиция в стране все же есть и прошли демонстрации протеста на центральной площади. Выборы в Беларуси лишний раз показали, что в стране укрепляется тоталитарная система. После распада Советского Союза в Белоруссии произошло немало изменений: с одной стороны, это появление новых названий, новых символов, но, с другой - правление стало более тоталитарным и репрессивным, чем в годы перестройки и гласности в Советском Союзе.
Ян Рунов: Что вы можете сказать об официальной российской реакции на результаты выборов?
Кайл Паркер: Я, конечно, надеюсь, что выборы в Белоруссии не окажутся репетицией российских президентских выборов. Очень хочется верить, что Россия будет развиваться не по белорусскому сценарию. Выборы в Белоруссии нельзя назвать иначе как фарс. Нарушений в процессе подготовки выборов и в их проведении столько, что нет времени их перечислять. Достаточно вспомнить преследование независимой прессы и оппозиции. Российское отношение к выборам в соседних странах мы видели, когда Кремль, не дожидаясь результатов украинских выборов, объявил победу Януковича. Москва рассматривает Белоруссию и как союзника, и как барьер на пути распространения так называемых «цветных» революций у своих границ. Что же касается официальных действий американской администрации и американских законодателей в ответ на антидемократический характер выборов в Белоруссии, пока трудно сказать, в чем они выразятся.
Опубликовано 20 марта 2006 года