В Адыгее прошел митинг в поддержку президента республики Хазрета Совмена
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.
Андрей Шароградский : Накануне в Майкопе прошел многотысячный митинг, участники которого высказались против намерения Кремля отправить в отставку президента республики Адыгея Хазрета Совмена. Подробнее о ситуации, которая сейчас сложилась в республике, мой коллега, обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.
Андрей Бабицкий: Демарш президента Адыгеи Хазрета Совмена, заявившего в начале недели о своей отставке на сессии республиканского парламента, так и остается уравнением со многими неизвестными. Хотя что-то уже и начинает проясняться.
Проблема Совмена берет свое начало в конфликте, который имеет давнюю историю, а сейчас в связи с только что прошедшими выборами, у него появились новые грани. Рассказывает корреспондент агентства REGNUM из Майкопа Аслан Шаззо.
Аслан Шаззо: Если говорить о самых последних событиях, пользуясь цифрами, которые были при голосовании в Госсовете (Хасэ) Адыгеи в парламенте, то на что можно обратить внимание? У нас есть такое жесткое противостояние между так называемой Промпартией (раньше они были "родинцами", теми, кто говорит о том, что необходимо ликвидировать республику) и как бы республиканцами. Те, которые за то, чтобы республика продолжала существовать, их поддерживает "Единая Россия". Раскол произошел по этому признаку - ликвидировать республику или нет. Еще весной этого года республиканское отделение "Единой России" направила письмо в Госдуму, которое, в общем, повлияло на отношение федерального центра к Адыгее. Федеральный центр более осторожно стал высказываться по этому поводу. Но это предыстория.
На сегодняшний день под этим знаком проходили выборы в Адыгее.
Андрей Бабицкий: На пост председателя парламента избран Руслан Хаджебиеков, глава регионального отделения "Единой России". Он выступает против объединения Адыгеи с Краснодарским краем, но победа сторонников автономии, как выяснилось, отнюдь не означала автоматически сохранение Совменом своих позиций. Против президента республики могли выступить депутаты как из одного лагеря, так и из другого.
Аслан Шаззо: Что произошло во время этой сессии 4 апреля? За республику - большая часть депутатов. Это мы знаем. Но теперь вопрос как бы ставился - за Совмена или против него? В этом смысле очень многие депутаты по разным причинам могли быть противниками Совмена - те, которые не согласны со способами хозяйствования, способами экономики и так далее.
Андрей Бабицкий: Подсчет голосов по комитетам дает расклад в пользу Совмена. Однако
Аслан Шаззо: Многие депутаты с ним встречались, говорили накануне этой сессии, где он заявил о своей отставке. Все эти депутаты, которые опрошены, говорят, что настроение у него было хорошее, что никаких мыслей об отставке не было. Многие из депутатов говорят о том, что вечером того дня был звонок из Южного федерального округа от Козака, который прямо сказал ему, чтобы он уходил. В принципе, этот ход Совмена, смысл его заключался в том, чтобы увидеть какой будет расклад в нынешнем парламенте - поддерживают его или нет. В общем, я думаю, все, что произошло в этот день, показало, что поддержка у него довольно мощная.
Андрей Бабицкий: Что сказал Совмену Дмитрий Козак? Предположения есть у главного редактора информационного агентства Caucasus Times Ислама Текушева.
Ислам Текушев: Действительно, есть информация о том, что в республике была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, насколько исполняется бюджет республики, и как расходуются средства федерального бюджета. Было выявлено, что на самом деле экономическая ситуация в республике намного хуже той, которую представляет федеральному центру Совмен. Экономическая самостоятельность региона была основным инструментом, на который давил Хазрет Совмен, противопоставляя экономическое благосостояние идее объединения Краснодарского края и Адыгеи. Он заявлял, что экономически республика со своими проблемами сама справляется. Объединение Краснодарского края и Адыгее не улучшит положение республики, а может наоборот ухудшить. Когда проверка выявила обратное, все козыри у Совмена были отняты.
Андрей Бабицкий: Вчерашний многотысячный митинг в Майкопе поддержал Хазрета Совмена. Рассказывает Аслан Шаззо.
Аслан Шаззо: Митинг был изначально заявлен, как митинг против фашизма. К этой теме было прибавлено и суверенитет Адыгеи, и отношение населения к Совмену. В резолюции, которая принята (избиение Заура Тутова и те ходы, которые предпринимаются по ликвидации республики), что это проявление одного и того же фашизма.
Андрей Бабицкий: Известный кавказовед Сергей Маркедонов считает, что Совмен и объединение - это две отдельные проблемы.
Сергей Маркедонов: Идея об объединении Адыгеи с Краснодарским краем вызвала брожение очень сильное в черкесском мире, а не только в Адыгее. 6 апреля был большой митинг в Майкопе, куда приехали представители и Кабардино-Балкарии, и Карачаево-Черкесии и Краснодарского края, поддерживает Совмена. В январе этого же года было обращение в Совет Европы этнонационалистических черкесских организаций.
На мой-то взгляд, проблема Адыгеи и Краснодарского края не в объединении, а в том, чтобы в Адыгее просто соблюдалось российское законодательство. Вот и все. Есть огромное количество возможностей воздействовать на ситуацию - есть Южный федеральный округ, есть прокуратура, есть милиции, есть ФСБ, есть очень много территориальных подразделений федеральных структур. Пусть они просто работают хорошо и не допускают приватизации власти Совменом. Вот и все. Не надо для этого кого-то куда-то присоединять, если эта проблема вызывает какое-то болевое ощущение, вызывает какие-то этнотравмы. Провоцировать эти вещи не нужно.
Андрей Бабицкий: Как показывает практика, попытки региональных руководителей заручиться поддержкой местных политических сил, чтобы противодействовать Кремлю, редко бывали успешными. Так что, комбинация, кажется удачно разыгранная Хазретом Совменом, совсем не обязательно сохранит ему пост руководителя республики.