Саакашвили: "Грузия никуда не денется от России"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В минувшую пятницу Грузия и Россия подписали соглашение о сроках вывода российских военных баз. Однако всех проблем, существующих в отношениях двух стран, это не решило.
Президент Грузии Михаил Саакашвили ответил на вопросы Би-би-си об отношении в Грузии к России, российском запрете на ввоз грузинских вин, а также о конфликте в Абхазии и выборах в Белоруссии.
Корреспондент Би-би-си Кети Бочоришвили взяла интервью у Михаила Саакашвили специально для BBCRrussian.com.
Би-би-си: Между Грузией и Россией встала еще одна острая проблема: Россия запретила ввозить в свою страну грузинские вина. Как вы расцениваете этот шаг и как собираетесь решать этот вопрос?
М.С.: Правила экономических войн и эмбарго в торговле, правила искусственных ограничений - это путь в никуда. То что сейчас происходит с винами, не выдерживает никакой проверки на здравый смысл. В течение нескольких последних столетий Грузия продает в России вина, и никогда не возникало никаких проблем и сомнений в качестве этих вин.
Конечно, отношения между странами могут меняться и иметь проблемы, но есть фундаментальные ценности, которые не меняются. Такой фундаментальной ценностью является вино.
Михаил Саакашвили
В Грузии с фальсификацией вин серьезно борются: в прошлом году правоохранительные органы предотвратили множество таких фактов, часто бывало даже, что сотни тысяч литров негодного вина просто выливались в канализацию.
Кроме того, многие вина Грузии получили сертификаты на ведущих европейских рынках Англии, Италии, Франции. У нас есть американские сертификаты, а американские нормы гораздо строже других норм в мире. И вдруг - ни с то ни с сего - когда грузинских фальсифицированных вин на рынке не осталось, объявляется, что их запрещают.
Я думаю, это культурный вопрос. Конечно, отношения между странами могут меняться и иметь проблемы, но есть фундаментальные ценности, которые не меняются. Такой фундаментальной ценностью является вино. Грузии до этого перекрыли рынки цитрусов, так же как украинцам перекрыли рынки мяса и молока, и это, конечно, плохо. Но вино - оно как бы стоит особняком, это вопрос культурной идентичности, вековых сложившихся отношений. Ведь Грузия - это родина вина, это все признают, и она быстро развивает свое винное производство. Поэтому я думаю и надеюсь, что эти вопросы удастся решить, но конечно, не на уровне каких-то третьестепенных государственных органов по санитарным нормам. Этот вопрос должен решаться на политическом уровне, и я надеюсь, что мы его решим.
Би-би-си: Разногласия между Москвой и Тбилиси в подходах к решению абхазского и южноосетинского конфликтов все еще имеют место. Тем не менее, власти Грузии подготовили еще один проект - мирного урегулирования конфликта в Абхазии. Чем он принципиально отличается от аналогичного, уже предложенного нынешним властям Южной Осетии? Не секрет, что общества в непризнанных республиках серьезно напуганы последними заявлениями и инициативами Грузии...
М.С.: Во-первых, я считаю, что никаких воинственных заявлений со стороны Грузии нет и быть не может, есть укрепление грузинской государственности со всеми ее компонентами. Что касается переговоров, то я в прежней профессии был специалистом по правам нацменьшинств, у меня за плечами дипломная работа на эту тему, я работал в Норвежском институте по правам человека как раз над вопросами Абхазии и Южной Осетии, я знаю эти вопросы хорошо, и я серьезно солидарен со всеми страхами или сомнениями, которые могут возникнуть у этнических осетин или абхазцев. Мы уважаем эти народы. Я считаю, что они важная составная часть грузинской культуры и грузинского будущего. А когда мы говорим "быть частью", это означает - быть частью на равных правах с грузинами.
Я считаю, что они должны иметь широчайшую автономию и в то же время участвовать в работе центральной власти Грузии. Мы по Южной Осетии написали целый список того, чего требовали когда-то осетины - свободная экономическая зона, права для языка для культуры, полное самоуправление, облегченный переход границы с Россией. То есть все, о чем они когда-то думали, все мы туда записали. Когда мы это им говорим, они говорят: мы в это до конца не верим, но если вы и вправду это имеете ввиду, нам нужны гарантии. А гарантии - это международные организации, Европейский Союз, большие страны - сама Россия, США. То же касается и Абхазии. Но все должны понять одно - никогда ни одно руководство Грузии не примирится с отделением этих территорий.
Грузия никуда не денется от России, и не сможет от нее убежать, даже если очень захочет.
Михаил Саакашвили
Чем дальше мы будем затягивать этот процесс, тем больше будет вырастать поколений новых людей, которые с детства воспитывались на пропаганде непримиримости и войны. Чем меньше они будут знать, как мы раньше жили друг с другом, тем больше будут думать о военной конфронтации...
С другой стороны, все должны понять, что сегодня Грузия развивается динамично, три-четыре года и мы станем выходить на тот уровень, с которого начинали, допустим, Румыния, Болгария, прибалтийские страны для вступления в Евросоюз и в другие международные организации, и тогда нам легче нам будет разговаривать об экономической реабилитации всех граждан Грузии, в том числе и на этих территориях.
Би-би-си: В Москве много говорят о развитии Косовского сценария в отношении Грузии. Как вы можете это прокомментировать?
М.С.: Я думаю, чем больше в Москве будут говорить о применении косовского варианта по отношению к Абхазии, тем скептичнее будут относиться к этим заявлениям во всем мире. Уже первые серьезные реакции последовали со стороны США, международных стран, европейских столиц, и я думаю, это серьезно укрепило грузинские позиции на любых переговорах.
Би-би-си: В грузинской газете "Квирис палитра" были опубликованы результаты социологического опроса грузинского населения. 94 процента опрошенных считают, что Россия враждебно настроена по отношению к Грузии.
М.С.: Я думаю, что это очень печально. Я знаком и с некоторыми социологическими опросами среди российского населения. Там тоже картина удручающая. Россия наш естественный партнер, друг и, надеюсь, союзник во всех больших делах. В грузинском руководстве вы сейчас не найдете антироссийски и тем более антирусски настроенных деятелей. Речь о другом. Действительно, некоторые шаги России просто трудно объяснить.
Мы бы не хотели говорить с нашим населением о том, как плоха Россия. Я всячески избегаю любых критических заявление в адрес России. Это у нас официальная политика. Но мы демократическая страна и некоторые заявления, например, связанные с вином, или с визовым режимом, или с какими-то шагами по отношению к Абхазии, мне приходится время от времени делать. Потом некоторые российские друзья обижаются, чего вообще вы об этом говорите.
Но, опять же, мы демократическая страна и мы должны объяснять своему населению, что происходит. Мы ведем диалог с нашим населением, российское руководство будет вести диалог с нами, и в процессе диалога все эти вопросы возможно будем решать.
Грузия никуда не денется от России, и не сможет от нее убежать, даже если очень захочет. Я буду делать все, чтобы Россия чувствовала, что у нее за спиной не какая-то непонятная территория, тем более, не враг или противник, а друг и стратегический союзник. Но естественно, мы должны чувствовать себя комфортно в этих отношениях.
Би-би-си: Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуации в Белоруссии и выборы на Украине?
М.С.: С Украиной уже все понятно, оранжевая коалиция получила больше голосов, чем даже на президентских выборах. Это показывает настроение электората. А что касается Белоруссии, то я скажу одно: грузинских журналистов во время выборов схватили и бросили вместе с сотнями других людей в один большой зал - так нормальные государства не поступают. Правительства таких государств долго не продержатся. Это очевидно. И ценой на колбасу и зарплатой, хотя она и очень важна, все это не измеряется.
Кроме всего этого у человека есть права на свободу, и свобода эта и экономический прогресс как раз дополняют друг друга. Белоруссия достигла успехов в экономике, потому что у нее очень трудолюбивый народ, а потому он заслуживает права иметь свободу и выражать себя. Это принцип жизни. И я думаю, что реформы там обязательно произойдут.
Би-би-си: Как вы оцениваете сегодняшние шансы Грузии на вступление в НАТО?
М.С.: Грузия имеет полные шансы догнать Хорватию, где я недавно был, Македонию, и быть в НАТО не потому, что мы делаем это в укор кому-то, а потому, что это выражает наши ценности. Люди чувствуют себя более спокойно за то, что демократия будет больше защищена и не будет зависеть от случайных потрясений.
Я думаю, что Грузия путем успешных реформ сама прокладывает себе эту дорогу. Эксперты сегодня оценивают ее шансы как наиболее успешные на всем пространстве Североатлантического блока. Это делает нам честь. Реально я думаю, что в мой президентский срок вопрос этот решится.
Кети Бочоришвили
Опубликовано 3 апреля 2006 года