Дело Ульмана прервано

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

2 февраля в окружном военном суде СКВО после перерыва снова начались слушания дела группы спецназовцев ГРУ, расстрелявших шесть мирных граждан Чечни. Ожидалось, что после решения некоторых процессуальных вопросов начнется отбор присяжных. На третий процесс по этому делу, как и на два предыдущих, они должны были съехаться из разных областей, краев и республик Южного федерального округа. Однако присяжные в Ростов не прибыли, как оказалось, их в суд и не вызывали.

Кто внес изменения в ставший уже привычным сценарий громких «чеченских процессов», можно только догадываться, но отлаженный механизм по оправданию убийц мирных граждан неожиданно дал сбой. Поведение нашей российской Фемиды в таких процессах вообще, как показывает опыт, непредсказуемо. На процессе по делу полковника Буданова тоже был драматический момент, когда стало ясно, что завтра убийцу чеченской девушки признают «слегка невменяемым» и отпустят домой – под наблюдение психиатра из районной поликлиники... Но вместо этого наутро весь процесс развернулся на 180 градусов: Буданова отправили в третий раз проходить экспертизу на предмет вменяемости и в конце концов осудили за совершенное им преступление. Нечто похожее происходит в окружном военном суде и сейчас.

Потерпевшие и их адвокаты уже не раз заявляли в своих ходатайствах, что дело Ульмана не может рассматриваться судом присяжных. А тем более таким составом коллегии, которая формируется по не понятному даже юристам принципу. Присяжные якобы приглашаются из всех субъектов РФ, расположенных на территории Северо-Кавказского военного округа, но почему тогда в них нет представителей Чечни, где и произошло это преступление? Потому что там еще нет суда присяжных (он появится в республике в 2007 году)? Но тогда по закону все граждане, которые совершили преступление в Чечне, не могут рассчитывать на рассмотрение их дела коллегией присяжных. Все... кроме военных. Так решила военная Фемида, она же в лице судей окружного суда СКВО неизменно отклоняла ходатайства потерпевших – родственников невинных жертв и их адвокатов о рассмотрении дела профессиональными судьями. Отклонил ходатайства потерпевших и Верховный суд РФ.

– Мы пытались, но так и не смогли выяснить, по какому принципу сотрудники окружного суда отбирали из существующих в каждом субъекте РФ списков граждан – возможных кандидатов в присяжные. Именно тех людей, которые в итоге и получили приглашения приехать в Ростов. Кто и на каких основаниях соединял все эти списки в один? – говорит адвокат потерпевших Людмила Тихомирова. – И если гражданские лица, совершившие преступления на территории Чечни, не имеют права просить о рассмотрении их дела судом присяжных, а военные могут, то налицо явное процессуальное неравенство российских граждан.

На свои вопросы адвокат Тихомирова ответа так и не получила. И по логике вещей третий процесс должен был покатиться по наезженной колее: новый состав присяжных, скорее всего, еще раз вынес бы оправдательный вердикт. (Особенно если бы он, как и предыдущие, состоял исключительно из «лиц славянской национальности».) Но тут неожиданно обращение потерпевших принял к рассмотрению Конституционный суд РФ. Пресс-служба КС заявила, что оно будет изучено самым внимательным образом, так же как и обращение по тому же вопросу в Конституционный суд президента Чечни Алханова.

Что же случилось, с чего бы это вдруг такие перемены? Видимо, стало уже невозможным так вот – серийно, конвейером – оправдывать убийц. «Героев чеченской кампании», – как пишут о них в некоторых популярных СМИ. Времена уже не те: как ни хотелось бы генералам от юстиции (и от всех прочих родов войск) распустить их всех по домам – отдыхать после «подвигов», да нельзя...

– Простому гражданину Чечни не объяснишь, почему Ульман, расстрелявший директора сельской школы Шатойского района и его попутчиков из рейсовой маршрутки, не убийца и должен быть оправдан. После последнего вердикта присяжных по делу Ульмана мы за несколько дней собрали 20 000 подписей под протестом против такого решения жителей Чечни и направили его председателю Верховного суда РФ Лебедеву, – говорит председатель Правозащитного центра Чеченской Республики М. Эжиев, приехавший в Ростов на третий процесс по делу Ульмана. – Такие факты дестабилизируют обстановку, республиканские власти это понимают, но не могут повлиять на ситуацию.

Слушания дела Ульмана в окружном суде СКВО приостановлены до рассмотрения в Конституционном суде обращения президента Чечни и потерпевших. Если Конституционный суд примет решение удовлетворить эти ходатайства, встанет вопрос о законности решений, принятых в других чеченских процессах, в частности по делу офицеров Худякова и Аракчеева, также обвиняемых в убийстве мирных граждан республики и оправданных коллегией присяжных.
      
Анна Лебедева

Опубликовано 6 февраля 2006 года

источник: "Новая газета" (Москва)